Тренировочные упражнения для успешного прочтения текста вслух в устной части ЕГЭ по английскому языку

преподаватель кафедры иностранных языков Ярославского государственного медицинского университета.
Эксперт: методика преподавания иностранных языков (английский и латинский)

Прочтение текста вслух порой на первый взгляд кажется несложной задачей. Согласно критериям оценивания выполнения заданий устной части максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать, составляет всего один балл. Однако порой даже он бывает решающим при поступлении в желаемое образовательное учреждение. В связи с этим необходимо совершенствовать фонетические навыки: грамотно интонировать предложения, учитывать ударные и неударные части речи, помнить правила чтения различных буквосочетаний, а также помнить о фонетических особенностях заимствованных слов.

Согласно критериям оценивания, допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл. Грубая ошибка означает: невозможно понять, что произнес обучающийся.

Цель тренировочных упражнений для прочтения текста вслух –  совершенствовать фонетические навыки учащихся, которые пригодятся им для последующих заданий в устной части.

Уровень упражнений  B1-B2

Используемые ресурс для примера текста: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Пример текста (Демонстрационный вариант 2019 г.):

When you hear the word “panda”, Kung Fu Panda is the first thing that comes to your mind. Pandas are an extremely popular animal. They look nice. Even small children recognize a panda when they see it. Still, most present-day toddlers know about pandas from movies and not books. Pandas are also called “panda bears”. The general life span of a panda is about 20 years if they are wild. It can be to 25 years if they are captive and protected. There is an interesting thing about the eye patch of the panda. When a panda is a cub, it is circular in shape. Along its life journey it changes to the shape of a teardrop. Pandas are only found in China. For  quite a while now, Chinese people have used panda as a symbol of peace. In ancient times, a white flag with a picture of panda was raised in order to declare peace during wars.

Упражнения на совершенствование произношения

  • Данное упражнение можно выполнять в группах, парах и индивидуально. Оно направлено на дифференциацию звуков окончания –s или –es. Обучающимся нужно придумать свою скороговорку о панде таким образом, чтобы в ней были звонкие, шипящие и глухие звуки. За каждое правильно произнесенное слово – один балл.
  • Example: What a pretty toddler comes to us from movies, watches and raises  to declare peace during wars.
  • Следующее упражнение направлено на разницу в чтении схожих по написанию слов, но разных по звучанию. Задача обучающихся – удалить, заменить или добавить гласную, сочетание гласных, согласную или сочетание согласных в исходном слове и прочитать новое слово грамотно. Удаление, замену или добавление можно сделать всего один раз. Гласный звук или согласный звук должен читаться по-разному в каждой паре. Данное задание можно также осуществлять в группах, парах и индивидуально. Слова из текста можно подготовить заранее, либо обучающиеся могут сами выбрать необходимые слова. В группах со средним уровнем развития фонетических навыков можно разрешать пользоваться словарем. Обучающиеся любят играть со словами в любом возрасте.

Упражнение на совершенствование фразового ударения и интонации 

Предварительно необходимо напомнить обучающимся, что:

  • вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения не выделяются голосом;
  • существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения – ударные;
  • в неударных словах гласные звуки редуцируются;
  • необходимо выделять даже неударное слово, если у него есть смысловая нагрузка;
  • необходимо выделяем ударением последнее слово в смысловой группе;
  • следует делать паузы между смысловыми отрезками – группами слов, объединенных между собой грамматически и по смыслу;
  • интонацию нужно повышать при перечислении, кроме последнего, если он является концом повествовательного предложения; перед обстоятельством в начале предложения;
  • интонацию необходимо понижать в конце предложения;
  • предлоги и артикли нужно читать слитно с глаголами и существительными.

Упражнениеигра “We are teachers!”

Данное упражнение-игра помогает учащимся закрепить большое количество правил по фразовому ударению и интонации. А также учит умению объективно оценивать ответы друг друга согласно критериям, заявленным в ЕГЭ.

Подготовительный этап: разделить обучающихся на несколько групп и выдать равные части текста из демонстрационного варианта ЕГЭ.

 

Ход игры:

Учащиеся получают отрывки из текста, критерии оценивания других групп. Далее за 5 минут они расставляют знаки-символы в отрывках текста и читают вслух внутри группы.

После этого каждая группа слушает друг друга и отмечает плюсом наличие правильной интонации, расстановки пауз, фразового ударения в своих карточках. В группе каждый участник читает целый отрывок.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *