Школьный возраст – один из важнейших этапов социализации и формирования личности ребенка.
Этот этап адаптации к школьной жизни нередко сопряжен с преодолением больших трудностей, как в межличностном общении детей, так и в обучении. В этом отношении ученики – инофоны в русскоязычной
поликультурной школе испытывают двойную нагрузку, поскольку им приходится начинать процесс обучения на языке, уровень владения которым может быть совершенно разным.
[ecwid_product id=”163272946″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Перед учителем стоит целый ряд задач, решение которых повлияет на успешность процесса обучения в целом:
- с одной стороны, следует, опираясь на имеющиеся знания, сформировать новые в области русского языка у учащихся, для которых русский язык не является родным;
- научить видам речевой деятельности (чтению, говорению, письму),
- устранить интерференцию в речи, а с другой – прививать интерес к русскому языку, осуществлять «речевое воспитание».
Одним из продуктивных способов вовлечения ребенка в познавательный процесс является включение дидактических игр и занимательных заданий в урок, что позволяет решить многие педагогические задачи.
-
Хлопанье-топанье
Все игры, направленные на развитие фонематических процессов у детей-инофонов.
Ребенку предлагается слушать ряды слов и хлопать в ладоши, когда он услышит определенный звук. Для усложнения можно на один определенный звук хлопать, а на другой, похожий, топать. Например, на Р и Л, Ш и С.
Шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.
Рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи.
Кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
-
Диктофон
Слушать себя со стороны полезно всем, а тем более тем, кто говорит на другом языке.
Записываем как говорят, читают, дети, и даем им слушать себя.
[ecwid_product id=”158312836″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
-
Работаем с предлогами, пространством и местом.
Нужно посмотреть на карточку с заданием и расставить на поле героев согласно их расположению.
Картинки можно взять любые, а поле сделать самостоятельно.
-
Определить на ощупь
Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему.
[ecwid_product id=”159403290″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Если ребенку будет сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, то такую игру можно проводить и с открытыми глазами.
-
Лишнее слово
Учитель перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение.
Возможные варианты списка слов:
1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;
2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;
3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.
-
Домино
С помощью этой игры можно отработать согласование прилагательное+существительное в роде и числе, можно более сложный вариант – падежи Русского языка. А можно и синтаксические конструкции.
Другие статьи автора
- Дидактические задания на основе "облака слов" в коррекционной работе учителя русского языка
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- Два вида учебных вебинаров
- 4 приема работы с историческими понятиями
- Творческие задания на уроках русского языка
Статьи по теме
- Игровые упражнения в рамках темы “Одежда” на занятиях РКИ
- Дидактические задания для детей-инофонов (азербайджанский язык) на уроках русского языка
- Словесные игры для развития речи обучающихся
- QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей
- Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений