
Однако проблемы есть. Присутствие на уроке хотя бы одного ребенка-инофона уже создает трудности и для учителя, и для самого ребенка-иностранца. Опыт работы показывает, что наибольшие трудности испытывают дети-азербайджанцы.
Азербайджанский и русский языки не принадлежат к одной языковой группе, а следовательно, нужно понимать, какие трудности могут возникнуть у вашего ученика.
- азербайджанский язык входит в группу агглютинативных языков.
Агглютинативный тип языка предполагает, что образование новых словарных единиц происходит путем присоединения к основе или корню дополнительных частей (аффиксов): суффиксов, приставок и т. д.
К такому типу относятся: тюркские языки(казахский, киргизский,узбекский, татарский, туркменский, азербайджанский), некоторые финно-угорские, корейский, японский, грузинский)
При этом важно, что каждому форманту соответствует только одно значение, и в этом случае практически отсутствуют исключения в правилах склонения и спряжения.
- порядок слов в русском языке свободный, в азербайджанском же по синтаксическому закону этого языка подлежащее, как правило, стоит в начале, а сказуемое в конце предложения, определение же всегда ставится перед определяемым словом.
- в фонологическом плане могут возникнуть трудности: в русском языке разветвленная система согласных фонем (37 фонем, в большинстве своем парных по признакам твердости-мягкости,
глухости-звонкости) и исторически упростившаяся система гласных (всего 5), то в азербайджанском языке — 23 согласные фонемы, в большинстве своем парные только по глухости-звонкости, а также 9 гласных.
Упражнения, которые подойдут для индивидуальной работы с учащимися-инофонами:
- Составление слова из слогов.
Опираясь на слогообразующую роль гласных, учащиеся тренируются в делении слов на слоги и в составлении слов из слогов.
Или, пример, вот такой вариант, который очень нравится детям:
Найти в каждой строке по 2 словарных слова — они написаны разными шрифтами.
- Работаем над твердыми и мягкими согласными.
Даем слова парами, просим найти соответствующую картинку, объяснить разницу между словами.
Слова: Мал – мял, лук-люк, рад- ряд, ров-рев, воз-вёз, был-бил, мыл-мил, рысь-рис, сыты-сито, мыло-мило.
Можно поработать с прописями. Задание: Вставь «Ь». Обведи синим карандашом твёрдые согласные, зелёным — мягкие.
- Работаем с однокоренными слова.
Ищем общую часть у всех слов. Прописываем.Можно в игровой форме “Игра Зри в корень” (принцип домино или мемори)
Упражнение Горка.
- Работа с предлогами
Можно использовать игру “Добро пожаловать в Лингва-Лэнд”. Хорошо применять и для составления предложений, фраз, словосочетаний.
Делаем вывод для чего нужны предлоги!
Конечно, основная работа на начальном этапе должна быть направлена на дифференциацию согласных, парных по звонкости-глухости, и по акустико-артикуляционному сходству (с-з, б-п, д – т, г-к, в-ф, ж-ш, с-ш, з-ж, с-ц, ц-ч, ф-щ, ч-щ).
Другие статьи автора
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- 14 фильмов об ораторском искусстве и мастерстве убеждения
Статьи по теме
- Модели воспитания билингвов: опыт мам русско-итальянских билингвов
- Электронные тетради: создание, структура, примеры
- 5 секретов создания развивающего игрового пространства на уроках обучения письму
- Применение видеоматериалов на занятиях РКИ для детей на примере «Русский язык со Смешариками»
- Как работать с мультфильмами на занятиях по русскому языку как иностранному
- Занятие по сказке “Журавль и цапля” для студентов, изучающих русский язык на продвинутом уровне