6 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру?

Aвтор материала: Сергей Золотухин -
канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования КГУ. Автор массовых онлайн открытых курсов (ИКТ в образовательном процессе).
Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео
Проект автора: eLearning на отлично

Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Наша статья сегодня посвящена обзору трех наиболее известных бесплатных систем и трех платных дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения Moodle

Система дистанционного обучения Moodle

Краткое описание

Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено— СДО).

Moodle полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять и т.д. Он относиться к Open Source системам, т.е. системам с открытым исходным кодом, что позволяет многим программистам создавать дополнительные, очень полезные расширения или модули.

Moodle подходит для организации дистанционного обучения любого уровня – от персональной ДО, или системы электронного обучения крупного образовательного учреждения. Даже если вы частный репетитор – вы можете использовать Moodle.

Стоит отметить, что многие крупные вузы РФ используют Moodle в своей работе.

Что позволяет Moodle?

В целом Moodle отлично справляется с задачами дистанционного обучения. Его преимущества:

  • полностью бесплатная система, готовая к внедрению;
  • создание качественных курсов для дистанционного обучения;
  • широкие возможности управления курсами;
  • содержит мощный аппарат тестирования;
  • включает разнообразие учебных элементов;
  • позволяет реализовать дифференцированное обучение;
  • поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение);
  • содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.);
  • отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации;
  • возможность публикации учебного контента различного формата – аудио, видео, текст, флэш и т.д.

Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:

  • вики – инструмент для совместной работы (примером вики является не безызвестная Википедия);
  • глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);
  • разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;
  • традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того есть во задания с использованием взаимопроверки;
  • лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;
  • дифференцированные стратегии обучения.

Возможности дифференциации обучения в Moodle

Как мы уже выше говорили, Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться 2 механизмами. Первый – создание групп и для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал. Второй способ – задав зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента. Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.

Плагины (дополнения)

Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами создается большое количество плагинов или дополнений к системе.

Такие дополнения как правило бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:

  • Модули видеоконференции.
  • Аудио видео чаты.
  • Массовая рассылка сообщений.
  • Средства проектной работы.
  • Электронного портфолио и др.

Обзор лучших плагинов и тем оформления для Moodle – отдельная большая тема для разговора.

Минусы СДО Moodle

Среди недостатков этой системы дистанционного обучения следует отметить:

  • Система бесплатная, но ее нужно где-то устанавливать (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); все это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.
  • Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).
  • Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.
  • Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.
  • Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

Этапы внедрения Moodle

Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс. Можно порекомендовать следующую дорожную карту:

  1. Обучение педагогического коллектива навыкам работы в этой СДО; в этом отношении вам может помощь бесплатный курс на udemy.
  2. Внедрение тестирования – практика показывает, что тестирование – наиболее понятный и принимаемый элемент ДО).
  3. Организация самостоятельной работы – можно разместить дополнительные учебные материалы (что-то почитать, выполнить совместный или индивидуальный проект).
  4. Внедрение ДОТ со всеми фишками дифференциации, модульности и т.д.

Что такое MoodleCloud?

Если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика – MoodleCloud.

Преимущества такого способа:

  • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
  • есть бесплатный тариф;
  • есть поддержка русского языка;
  • есть плагин видеоконференции;
  • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

  • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
  • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
  • нет возможности установить свои модули;
  • есть реклама, которую отключить нельзя.

В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться создавать курсы в Moodle.

Edmodo

Система дистанционного обучения Edmodo

Следующее, что мы рассмотрим – это web-приложение Edmodo, т.к. специальный сервис в сети интернет, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

Характеристика Edmodo

Логика работы в данном приложении следующая. Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент с других сервисов.

Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

Преимущества и недостатки Edmodo

Обозначим преимущества сервиса:

  • бесплатен;
  • нет рекламы;
  • простая регистрация;
  • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

Существуют и определенные недостатки:

  • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;
  • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;
  • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

Google Classroom

Система дистанционного обучения Google Classroom

Завершает наш обзор бесплатных сервисов для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom. Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom неэффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но примерно полгода назад Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

Из других особенностей Google можно отметить:

  • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);
  • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;
  • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ решения от Google можно назвать:

  • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки великого и могучего);
  • бесплатен;
  • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;
  • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle который больше подходит для вузов;
  • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

Выделим и недостатки такого решения:

  • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты (которых, кстати в Google нет);
  • ссылки на Classroom не удобные;
  • интерфейс оставляет желать лучшего.

Тесты в Google Classroom

Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Я рекомендую попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

OnLineTestPad

Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. В кратце обозначим особенности OnLineTestPad:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
    гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.
  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

iSpring Online

iSpring Online — система для организации дистанционного обучения.

Она  позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбору информации  в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала.

Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек.

Преимущества iSpring Online

  • Безлимитное хранилище. В систему можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.
  • Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.
  • Полный контроль за успеваемостью обучающихся. У iSpring Online есть мощный сервис аналитики и 23 типа отчетов. Вы всегда будете в курсе, как часто студенты заходят на портал, сколько времени тратят на обучение, сколько курсов прошли, какие ошибки в тестах допустили.
  • Быстрая техподдержка. Служба поддержки быстро ответит на ваше обращение по работе с платформой по телефону, в чате или почте.
  • Портал в вашем  стиле. Вы можете оформить учебный портал по вашему усмотрению: изменить цвета, загрузить логотип и поменять URL-адрес.
  • Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании — писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки

  • iSpring Online — платная система. Стоимость обучения одного пользователя стоит 97 рублей в месяц.
  • Минимальное число пользователей — 50.

Познакомиться с возможностями сервисами и интерфейсом можно в следующем видеоролике:

Getcourse.ru

Getcourse – платформа для обучения  и продажи онлайн-курсов . Работает через интернет. Больше подойдет репетиторам и тренерам.

Преимущества

  • создание сайта по готовым шаблонам;
  • интеграция популярных платёжных систем для настройки приёма платежей: Яндекс.Касса, Paypal, Webmoney;
  • брендирование учебного портала: можно загрузить свой логотип, выбрать нужные цвета;
  • возможность настройки обучения в форме уроков, тренингов, курсов;
  • система вебинаров;
  • автоматические Email-рассылки по клиентской базе.

Недостатки

  • Стоимость: сразу — от 4000 рублей + каждый месяц — от 2000 рублей.
  • Техническая поддержка осуществляется преимущественно через соцсети.

Antitreningi.ru

Antitreningi – cервис для удаленного обучения студентов, сотрудников и клиентов.

Преимущества

  • Пошаговые курсы. Можете создавать онлайн-курсы с теорией, автоматическими тестами, практикой и  с домашними заданиями.
  • Вебинары. Можно демонстрировать экран компьютера, проводить голосования. Все записи сохраняются. Приглашения на вебинар рассылаются автоматически через почту и смс.
  • Геймификация. За каждый пройденный курс пользователь получает баллы и значки.
  • Защита от пиратов. Защита от скачивания, водяные знаки, привязка к телефону, отслеживание точек входа.
  • Брендирование. Стильный кабинет на своем домене с логотипом и в любимых цветах

Недостатки

  • Стоимость обучения в месяц  от 2 000 тысяч рублей. За эту цену вы сможете обучать одновременно 20 учеников.

Онлайн-обучение применяют не только в образовании, но и компании для обучения линейного персонала, инфобизнесмены и бизнес-тренеры для продажи своих образовательных продуктов. К сожалению, на рынке нет единственного решения, которое бы закрывало все бизнес-задачи. В блоге ispring вы можете найти обзор платформ для организации обучения, в котором описаны наиболее популярные сервисы для среднего и малого бизнеса и онлайн-школ.

Статьи по теме

One thought on “6 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру?

  1. Возможно, совершенно незаслуженно забыта https://eduterra.pro.

    Российская, полнотекстовая с поиском с учётом морфологии языка, встроенные средства для разработки, доступна на мобильных устройствах, автоматическая ePUB конвертация, центр поддержки, сертификаты, оплаты, конструктор сайтов, облачная. По-моему, очень даже конкурент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *