Зона комфорта преподавателя: как грамотно из нее выйти

Aвтор материала: Анна Окулова -
практикующий психолог, гештальт-терапевт
Эксперт: в арт-терапии, гештальт-терапии, социальной психологии

“Ревизия” зоны комфорта преподавателя и комфортные пути выхода из нее, если в этом есть необходимость.

Тенденции в мире психологии диктуют нам, что из зоны комфорта нужно выходить, а ультрасовременные рекомендуют туда сначала попасть. Ведь каждый психолог рассматривает зону комфорта через призму своей жизни и практической деятельности. С этого нужно начать и нам.

Зона комфорта определяется, как некое состояние, положение вещей, которое дает ощущение покоя и стабильности. Обычно оно привычное, знакомое, выстроенное годами, но далеко не всегда подходящее нам.

Давайте проведем “ревизию” зоны комфорта в профессии!

1. Первое, что необходимо сделать –  определить, достаточно ли Вам комфортно.

Основной фоновый вопрос: “Что я могу взять от других, сделать для себя, что сохраняет меня?”

Первый шаг – спросите себя:

  • Насколько то, чем я занимаюсь, соответствует моим ценностям?
  • Удобен ли мне мой график работы, устраивает ли место работы?
  • Интересны ли мне дисциплины, которые я читаю, актуальны ли  мои лекции?
  • Насколько меня устраивает мой стиль общения со студентами?
  • Нравится ли мне мой статус, должность?
  • Удовлетворяют ли меня отношения с администрацией и коллегами?

Подумайте, что необходимо Вам лично для того, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно, что можно было бы включить в территорию Вашего комфорта. Это могут быть простые вещи: возможность пить ароматный чай во время чтения лекции, отсутствие необходимости беседовать со студентами-должниками, которые “поймали” Вас у метро,  а могут быть и не очень простые: возможность углубления и расширения программы курса, изменение способа подачи материала, например, внедрение дистанционных технологий. А, может быть, Вам наоборот хотелось бы меньше новшеств?

Ответьте на вопросы честно – обозначьте свою территорию, то, как в данный период жизни хочется работать именно Вам.

Второй шаг –  продумайте, как организовать для себя удобное пространство для преподавания.

Подумайте, какие Ваши качества (страхи, неуверенность в себе) и  привычки мешают Вам отстаивать свое видение перед окружающими. Определите для себя маленький шаг в верном направлении – например, если Вам не хватает обратной связи, и студенты, и Вы скучаете на лекции, попробуйте задать в течении занятия пару вопросов аудитории, отследите, вписывается ли это в Ваше понимание комфорта, и двигайтесь дальше. В зону комфорта очень важно попасть, а вернее организовать ее себе. Наполниться этим комфортом.

И только потом из него выходить.

2. Второе –  определиться, что и насколько Вы готовы менять.

Третий шаг – немного “раскачайте лодку” после того, как Вы “насытились” своей обустроенной жизнью в профессии. Лучше, когда изменения идут из ресурсного состояния (постепенно и продуманно) – “все хорошо, но я могу больше, качественнее”, а не из состояния стресса – “нет, так больше нельзя, нужно уходить, срочно решать” (подобные мысли говорят о том, что нужно вернуться к шагу 1 – обеспечить себе удобство и стабильность, а не риск, на который мы идем в гораздо большей степени на 3 шаге).

Первым признаком того, что пора двигаться дальше, будет ощущение, что “все хорошо, но…”.

Фоновым вопросом себе в данном случае будет: “Где и как я могу быть полезен, что отдавать другим, как еще проявиться вовне, что будет развивать меня?”

Выйти из зоны комфорта помогают вопросы себе:

  • А не написать ли мне статью на смежную тему, выступить на конференции в другом городе, провести спецкурс, предложить свою кандидатуру для участия в телепередаче, взять в дипломники троечников?
  • Что будет, как мне будет, если я буду больше шутить во время лекции, стану организатором студенческого сообщества или поездки со студентами в музей?
  •  Может быть, мне отметить день рождения в кругу коллег, предложить оформить холл или кафедру на свой вкус?

По аналогии обозначайте то, что Вам хотелось бы, но страшно, не решаетесь, не позволяете себе. Не нужно бросаться “в омут с головой” и  сразу действовать. Прислушайтесь к себе, ведь есть то, что Вы готовы менять прямо сейчас! И осторожно приступайте.

Выход из зоны комфорта тоже должен быть комфортным. Бережнее – к себе!

Фото: Depositphoto

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *