Зона комфорта преподавателя: как грамотно из нее выйти

«Ревизия» зоны комфорта преподавателя и комфортные пути выхода из нее, если в этом есть необходимость.

Тенденции в мире психологии диктуют нам, что из зоны комфорта нужно выходить, а ультрасовременные рекомендуют туда сначала попасть. Ведь каждый психолог рассматривает зону комфорта через призму своей жизни и практической деятельности. С этого нужно начать и нам.

Зона комфорта определяется, как некое состояние, положение вещей, которое дает ощущение покоя и стабильности. Обычно оно привычное, знакомое, выстроенное годами, но далеко не всегда подходящее нам.

Давайте проведем «ревизию» зоны комфорта в профессии!

1. Первое, что необходимо сделать —  определить, достаточно ли Вам комфортно.

Основной фоновый вопрос: «Что я могу взять от других, сделать для себя, что сохраняет меня?»

Первый шаг — спросите себя:

  • Насколько то, чем я занимаюсь, соответствует моим ценностям?
  • Удобен ли мне мой график работы, устраивает ли место работы?
  • Интересны ли мне дисциплины, которые я читаю, актуальны ли  мои лекции?
  • Насколько меня устраивает мой стиль общения со студентами?
  • Нравится ли мне мой статус, должность?
  • Удовлетворяют ли меня отношения с администрацией и коллегами?

Подумайте, что необходимо Вам лично для того, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно, что можно было бы включить в территорию Вашего комфорта. Это могут быть простые вещи: возможность пить ароматный чай во время чтения лекции, отсутствие необходимости беседовать со студентами-должниками, которые «поймали» Вас у метро,  а могут быть и не очень простые: возможность углубления и расширения программы курса, изменение способа подачи материала, например, внедрение дистанционных технологий. А, может быть, Вам наоборот хотелось бы меньше новшеств?

Ответьте на вопросы честно — обозначьте свою территорию, то, как в данный период жизни хочется работать именно Вам.

Второй шаг —  продумайте, как организовать для себя удобное пространство для преподавания.

Подумайте, какие Ваши качества (страхи, неуверенность в себе) и  привычки мешают Вам отстаивать свое видение перед окружающими. Определите для себя маленький шаг в верном направлении — например, если Вам не хватает обратной связи, и студенты, и Вы скучаете на лекции, попробуйте задать в течении занятия пару вопросов аудитории, отследите, вписывается ли это в Ваше понимание комфорта, и двигайтесь дальше. В зону комфорта очень важно попасть, а вернее организовать ее себе. Наполниться этим комфортом.

И только потом из него выходить.

2. Второе —  определиться, что и насколько Вы готовы менять.

Третий шаг — немного «раскачайте лодку» после того, как Вы «насытились» своей обустроенной жизнью в профессии. Лучше, когда изменения идут из ресурсного состояния (постепенно и продуманно) — «все хорошо, но я могу больше, качественнее», а не из состояния стресса — «нет, так больше нельзя, нужно уходить, срочно решать» (подобные мысли говорят о том, что нужно вернуться к шагу 1 — обеспечить себе удобство и стабильность, а не риск, на который мы идем в гораздо большей степени на 3 шаге).

Первым признаком того, что пора двигаться дальше, будет ощущение, что «все хорошо, но…».

Фоновым вопросом себе в данном случае будет: «Где и как я могу быть полезен, что отдавать другим, как еще проявиться вовне, что будет развивать меня?»

Выйти из зоны комфорта помогают вопросы себе:

  • А не написать ли мне статью на смежную тему, выступить на конференции в другом городе, провести спецкурс, предложить свою кандидатуру для участия в телепередаче, взять в дипломники троечников?
  • Что будет, как мне будет, если я буду больше шутить во время лекции, стану организатором студенческого сообщества или поездки со студентами в музей?
  •  Может быть, мне отметить день рождения в кругу коллег, предложить оформить холл или кафедру на свой вкус?

По аналогии обозначайте то, что Вам хотелось бы, но страшно, не решаетесь, не позволяете себе. Не нужно бросаться «в омут с головой» и  сразу действовать. Прислушайтесь к себе, ведь есть то, что Вы готовы менять прямо сейчас! И осторожно приступайте.

Выход из зоны комфорта тоже должен быть комфортным. Бережнее — к себе!

Фото: Depositphoto

Автор: Окулова А.С., практикующий психолог

One thought on “Зона комфорта преподавателя: как грамотно из нее выйти

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *