Управляем интонацией – воздействуем на слушателей

Интонация, жесты-мимика и слова делают вас либо приятным, либо неприятным собеседником. Как же управлять слушателями, коллегами, обучающимися используя только интонацию?

Интонация — совокупность ритмомелодических компонентов речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Интонация может выдать вас, если:

  1.  вам скучно, малоинтересно или просто надоело то, о чем вы говорите;
  2.  вы опечалены/злы/расстроены/веселы/сексуально возбуждены;
  3.  вы не уверены или самоуверенны.

Именно основные составляющие интонации — темп, высота, тембр, ритм, ударение, пауза – при изменении физического или психоэмоционального состояния способны вас открыть перед собеседником.

Не забывайте, что молчание — это тоже передача информации.

Для начала определите, ведущий канал получения информации у собеседника: аудио, визуальный ряд, кинестетика.

Рис.1 Ведущие каналы восприятия информации
Рис.1 Ведущие каналы восприятия информации

Используйте этот материал, чтобы подстроиться/контрнастроиться (в зависимости от целей) к вашему собеседнику или собеседникам.

Как воздействовать на аудиторию при помощи голоса

А теперь можно поупражняться в построении фраз, которые помогут вам управлять собеседником или аудиторией:

Упражнение №1. Работаем с ударением
Если вы хотите чтобы ваши обучающиеся или коллеги изменили свое поведение, то вставляйте в обыденные фразы команды, нарочито выделяя их синтагматическим ударением.  Закон: одна фраза — одно ударение!

Вы вошли с утра в аудиторию или класс, а ваши слушатели раздражены и ведут себя очень шумно. В плане занятия у вас есть “Организационный момент” – воспользуйтесь им. Произнесите фразу: “Психологи установили, что уверенность, спокойствие и сосредоточенность выделяют людей умных и талантливых!” Ненавязчиво повторите эту фразу в середине занятия.

Курсивом отмечена фраза-команда, которую необходимо выделить с помощью ударения.

Упражнение №2. Изменяем высоту голоса

Если вы хотите вразумить ученика, обратить внимание на его ошибки, то понижайте  голос в конце каждой фразы.

Совет для женщин преподавателей: следите за высотой голоса. Переход на визг на бессознательном уровне дает команду мужской половине коллектива, что вы сексуально возбуждены. Поэтому старайтесь понижать голос даже в вопросительных предложениях.

Упражнение №3. Работаем с паузами и темпом речи

Если вы хотите выделить значимую для вас информацию в лекции или на уроке (хорошо использовать при работе с терминами и понятиями), то следует маркировать её, то есть выделять с помощью пауз или темпа речи.

Выводим на учебный слайд определение, а потом проговариваем его с паузами:
Те́рмин
 (пауза) (от лат. terminus — предел, граница) (пауза)— слово или словосочетание (пауза), которое является названием некоторого (пауза) понятия (пауза) какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.

Если вы хотите произвести впечатление человека уверенного, то говорите медленно, быстрая речь выдаст в вас человека эмоционального.

Слишком быстрый темп речи не дает слушателям даже шанса сосредоточиться на информации, которую вы пытаетесь им передать, а слишком медленный действует усыпляюще.

Есть хороший прием тренировки темпа речи: чтение текстов нараспев. Пропойте свою лекцию или свой урок! Это поможет вам разбить информацию ритмически и по смыслу.

Упражнение №4. Делаем речь благозвучной
Благозвучность, наряду с другими факторами, создает имидж преподавателя, учителя, лектора.

Благозвучный голос — это голос, в котором отсутствует то, что раздражает человеческое ухо: хрипота, гнусавость, картавость. Уделите внимание работе над дикцией.

Благозвучность речи — это сочетание звуков в речевом потоке, которое не вызывает отторжения. Таких как какофония — сочетание шипящих и свистящих звуков. Трудновато, правда?

Для того, сделать речь благозвучной, старайтесь избегать употребления причастных и деепричастных оборотов (причастия образуются с помощью суффиксов, содержащих шипящие звуки, а деепричастия способствуют нагромождению гласных звуков), сложных синтаксических конструкций. Дробите речь.

И основной совет: как можно больше практикуйте!

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

 

 

Фото

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *