Переход массовой школы к новому типу обучения – инклюзии – поставил перед учителями ряд новых требований и задач, которые ранее были несвойственны для педагогов.
Инклюзивное образование, то естьвключение в общеобразовательный класс детей с ОВЗ, предполагает новую организацию учебного пространства, владение технологиями, заимствованными из специальной педагогики, и способность разрешать трудности интегрированных учеников с особыми образовательными потребностями.
Сохранение у учителей прежней квалификации, достаточной для обучения здоровых детей, по мнению российских и зарубежных ученых выступает фактором, сдерживающим переход к интеграции и, как ранее, делает массовую школу неготовой к приему «особых» детей.
Иными словами, по замечанию в педагогики зарубежья (Н. Пантич, Л. Флориан, Великобритания; Т. Фромме, Германия), учитель общеобразовательной школы является «проводником социальной справедливости» – в силу своих профессиональных обязанностей использует технологии, позволяющие повысить для учеников с ОВЗ доступность массовой школы, интегрировать их в общеобразовательный класс и проводить совместное обучение детей с нормальным и нарушенным развитием.
Учителя общеобразовательных школ должны обладать дополнительными, нетребуемыми для обучения здоровых детей профессиональными качествами.
Личностная компетентность
Личностная компетентность – положительное отношение учителя к происходящей в общем образовании интеграции и к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.
В основе глубокого положительного отношения к происходящим в образовании процессам находятся понимание и принятие современной социальной политики, в рамках которой всячески поддерживаются и изыскиваются способы включения людей с ОВЗ (детей и взрослых) в социум.
При понимании и принятии современных установок обучение детей с ОВЗ в массовой школе и в связи с этим собственные профессиональные обязанности будут восприниматься учителем как естественное следствие, соответствующее логике глобального развития мира и страны.
Своими действиями учителя транслируют идеологию инклюзии как феномена, который несет в себе ценность, свидетельствует о гуманистических настроениях в обществе и, в свою очередь, является примером сосуществования здоровых детей и детей с ОВЗ.
Эффективное обучение детей с нарушениями развития происходит при адекватном со стороны учителя мнении об их учебных возможностях и заданиях, для выполнения которых требуются мотивация, сосредоточенность и посильное напряжение. В этом случае состоится действительное продвижение ребенка по учебной программе, его интеллектуальное развитие и восхождение к сложным учебным навыкам.
Профессиональная компетентность
Профессиональную компетентность составляют знания о педагогических технологиях работы с детьми с ОВЗ и методах совместного обучения.
Подробную структуру профессиональной компетентностью (наряду с предметными знаниями, знаниями общей педагогики, теорией и методикой преподавания) образуют способности идентифицировать образовательные потребности детей с ОВЗ и в соответствии с полученной информацией определять общую педагогическую стратегию и ее отдельные задачи, производить отбор методов и средств обучения, наиболее соответствующих образовательным возможностям конкретного ученика.
Сферу профессиональной компетентности составляют:
- знания возрастных и личностных особенностей развития детей с ОВЗ в условиях совместного обучения;
- знания о формах нарушений и своеобразии развития при различных патологиях;
- знания о технологиях специального обучения и технологиях, применяемых в инклюзии;
- знания в области конфликтологии (способность предупреждать конфликты между различными субъектами образовательного процесса в инклюзивной среде, переводить деструктивные конфликты и конструктивные);
- прогнозирование (умение предвидеть результаты образовательного процесса для отдельных учеников, прогнозировать способы их реагирования в различных педагогических ситуациях);
- психокоррекционные знания (готовность целенаправленно исправлять недостатки психического и личностного развития детей).
Необходимо отметить, что при неудовольствии родителей здоровых детей, противодействующих инклюзии, учитель должен транслировать аргументированную позицию о преимуществах интеграции для детей с ОВЗ и при этом обязательном сохранении качественного обучения для здоровых детей.
Объединение в общеобразовательном классе здоровых детей и детей с ОВЗ, составляющих на протяжении длительного времени единую социальную группу, ставит перед учителем задачу формирования равноправных, дружеских отношений между одноклассниками. Это вопрос является актуальным в связи с прецедентами изоляции детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников и отсутствия устойчивых контактов в ученической среде.
В 2017 году Безгодова Анастасия Александровна, студентка кафедры специальной психологии ФГБОУВО «Омский государственный педагогический университет» г. Омск, провела социологическое исследование готовности преподавательского состава одной из школ в городе Омске к работе в рамках инклюзии.
Таким образом, выявленные проблемы ярко демонстрируют необходимость организации специальной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.
Компетенция учителя, обеспечивающая формирование и развитие социальных связей, получила название «интерперсональная компетенция».
Многими чеными разных стран, включая Россию, к этой компетенции отнесены знания учителем способов работы по развитию толерантности в детской среде, позитивных социальных отношений и создание между одноклассниками атмосферы сотрудничества; также значение придается умению организовывать командную работу в классе, объединяющую здоровых учеников и учеников с ОВЗ.
Представленный в статье материал показывает, что «инклюзивная грамотность» учителя массовой школы – сложное профессиональное качество, которое указывает на реальные возможности совместного обучения.
Другие статьи автора
- Подход американской педагогики к школьным трудностям (Дж. Варгас «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости»)
- Педагоги в инклюзивном образовании: схемы работы «общего» и «специального» учителя
- Как оценивать успехи детей с ОВЗ в массовой школе, или Что такое хорошее инклюзивное образование
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Нарушения развития? Лечить? – Развивать и учить! Или чем сегодня занимается лечебная педагогика
- «Позитивная» и «негативная» психодиагностика: как интерпретировать результаты психологического тестирования