Учитель для учителя

Задумывались ли Вы как учатся учителя? И надо ли им учиться? Есть курсы повышения квалификации — этого достаточно. А достаточно ли?

Давайте разбираться вместе: нужны ли учителя для учителей.

Работу, предполагающую взаимодействие с другими людьми, достаточно сложно формализовать, встроить в единые стандарты. Поскольку всегда будут возникать ситуации, выходящие за рамки существующих правил и принципов взаимодействия.

Особенно это актуально с детьми, которые ещё не умеют мыслить шаблонно и жить относительно стереотипов окружающего мира. А значит «внештатные» ситуации в общении с ними — это один из вариантов нормы.

Поэтому определенно учителю надо учиться всю жизнь, осваивая новые способы и приемы общения с детьми, изучая опыт коллег и создавая свои эдьюхаки.

Конкретизируем цели поиска учителя для учителя. Условно их можно разделить на две групп: профессиональные и личные.

И реализация личных целей не менее важна, так как оказывает достаточно большое влияние на профессиональную деятельность учителя.

Профессиональные цели

1. Плановое повышение квалификации.

Например, необходимо ознакомиться с нормативными актами и документами, которые регулярно обновляются.

Или узнать/изучить новую методику.

2. Повышение экспертизы, усиление практического опыта.

И здесь может быть несколько вариантов.

2.1. Такая цель может появиться, когда учитель сталкивается с систематически повторяющейся проблемой. Но не знает, как с ней справиться.

Например, ученики постоянно опаздывают на урок. И сложно понять причину, так как их множество:

  • учитель изначально себя так поставил: «ко мне можно опоздать, но главное — вы пришли»;
  • у ученика есть более интересные занятия;
  • ученик не ценит чужое время;
  • ученику не очень понятна польза от этих уроков4
  • и прочее, и прочее…

Опытный учитель сможет идентифицировать причину и найти варианты предотвращения опозданий. Но сможет ли это сделать любой учитель?

2.2. Когда нужно освоить новый инструмент. Например, программу по созданию электронных тетрадей.

В этих случаях нужен преподаватель, который поможет освоить новую область, идя по правильному маршруту, не совершая типовых ошибок.

2.3. Когда учитель видит коллегу, более совершенного в экспертной или практической области, и хочет перенять его опыт. Посредством наблюдений, совместных обсуждений и работы.

Причем необязательно это коллега из соседней школы. Это может быть учитель из другого города и даже страны. Современные технологии позволяют общаться, преодолевая и географические, и языковые барьеры.

Например, “Российская спортсменка японского происхождения Юко Кавагути – символ того, как рушатся барьеры между странами, когда человек полностью посвящает себя любимому делу. Еще в юности она была настолько покорена мастерством советских фигуристов, что без малейших сомнений покинула родину, чтобы посвятить себя российскому спорту и осуществить детскую мечту – учиться у Тамары Николаевны Москвиной.”

Источник: https://rg.ru/2015/06/01/kavagyti.html

Личные цели

1. Переосмысление жизненных целей и приоритетов.

Далеко не все учителя взвешенно и сознательно подходят к данному вопросу.

Начнем с того, что не каждый учитель (так же, как и специалист любой другой профессии) может четко сформулировать свои цели на 5-10-15 лет вперед.

То же самое можно сказать и о переосмыслении, что является логичным этапом жизни каждого человека.

И для многих в этом случае необходим учитель (наставник) в лице другого человека, который поможет вывести формулировку целей из какого-то перманентно-подсознательного («то есть где-то там, на заднем плане я примерно представляю чего хочу и к чему иду») в плановый и осознанный процесс.

Это крайне важно, так как осмысленность собственной жизни позволяет более качественно передавать свои знания и опыт ученикам.

2. Изменение жизненных принципов и личностных качеств.

В сравнении с предыдущим пунктом здесь проще. Всё-таки принципы каждый человек сформулировать может.

Сложность в том, что не каждый умеет понять, что именно в этом контексте, относительно этих реалий имеющиеся принципы и личные качества требуют изменения.

Что интересно: качества личности изменить проще, чем жизненные принципы.

«А зачем это вообще надо учителю?», – спросите Вы. Действительно, если человек считает своим призванием нести в мир доброе и лучшее, да и сам — открытый, честный, высокоморальный (и т.д., и т.п.) человек, то для чего изменять эти базовые для учителя вещи?

Дело в том, что этот пункт напрямую взаимосвязан с предыдущим — жизненные цели. Когда меняются, переосмысливаются цели, то и принципы, и личные качества, скорее всего, претерпят изменения.

Самостоятельно далеко не каждый человек может:

  • понять, что именно надо менять, и зачем;
  • определить как это сделать, с помощью каких способов, методик, инструментов;
  • постоянно следить за собой и своими изменениями, делать срезы промежуточных результатов, критично и/или объективно оценивать происходящие изменения.

Поэтому в этом деле тоже, чаще всего, нужен учитель (наставник).

3. Преодоление жизненного кризиса, когда не очень понятно как из него выходить: болезнь, потеря близкого человека, потеря работы, ощущение профессионального застоя и т.д.

Некоторые стараются придерживаться принципа «все личные эмоции надо оставлять дома». Но выдержать этот принцип сложно по одной простой причине, Вы — человек. Даже если внешне Вы не показываете свои эмоции, они никуда не пропадают, они остаются внутри Вас. А дальше вариации:

  • они прорываются «потоком» дома; всё, что не смогли отработать, выразить, выплеснуть на работе;
  • они тем же «потоком» прорываются, но на работе; причем чаще именно тогда, когда совершенно не ожидаешь и совершенно некстати;
  • они могут перейти в психосоматику;

В конечном итоге они не просто мешают работать, они мешают жить.

В таком случае просто необходим учитель, наставник, который поможет найти себя, выкарабкаться из той страшной ямы, куда загнало не менее страшное обстоятельство.

Задумайтесь, чему и у кого Вам необходимо учиться. Ищите “своих учителей”. Составьте карту или план обучения хотя бы на год вперед.

Читайте также:

7 способов приблизить счастье

Как преподавателю справиться с негативными эмоциями?

Тест: какой ты учитель?

 

 

Гаврилова Светлана Юрьевна, специалист в сфере T&D, realgirlsveta@mail.ru

 

Фото 1:Designed by Freepik

Фото 2: Designed by Freepik

Фото 3:Designed by Freepik

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *