Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса «Государственный пожарный надзор»

В специализированных видах практик, таких как надзорная деятельность, где теоретические основы тесно связаны со спецификой работы, создание педагогических историй-квестов должно соответствовать высокому уровню креативности, и крепкой связки «явного» и «неявного» компонента в структуре текста, то есть  должно показывать, как теория работает в жизни, связывая все компоненты воедино: теорию, примеры, объяснение.

Пример истории –квеста из курса «Государственный пожарный надзор». При изменении некоторых условий истории (введение определенных данных) её возможно использовать при организации занятий по курсу «Пожарная безопасность технологических процессов», «Экономика в Пожарной безопасности» и др.

История о любви..

Это Иван. Он только что закончил Академию ГПС МЧС и работает в отделе надзорной деятельности.

okino.ua-chicago-fire-607886-a

Иван недавно познакомился с красивой девушкой Алисой и сразу влюбился. Но Алиса пока не отвечает ему взаимностью. У нее есть три поклонника: красивый и избалованный Макс — сын богатых родителей; перспективный и очень умный Степан — занимается химией и скоро планирует уехать во Францию. И хороший простой парень Иван. Не богатый, родители самые простые, да и Родине планирует служить — никуда уезжать не собирается. Думал-думал  Иван как все-таки ему Алису завоевать. Представлял себе в мечтах всякое: как из огня спасет или от хулиганов защитит.

ппп

Пришел он к своей подруге детства с проблемой. Давно они дружат, Вероника все про него знает, а он про нее. Всегда друг друга поддерживают.

Подумала, подумала Ника и говорит: «А знаешь, я тебя научу. Сначала тебе нужно папу ее завоевать…»

Иван стал размышлять и планы вынашивать. А тут и случай представился. Сидели они с Алисой на кухне чай пили, болтали. Папа ее к ним присоединился. Строгий такой, крупный мужчина с сединою на висках. Петр Федорович. Бизнесменом он у нее был средней руки, владел складами. 

Сидит, значит, Петр Федорович и рассказывает: «Представляете, столкнулся с парадоксальной вещью. Столько лет занимаюсь складскими помещениями и был удивлен, что на складе с бутилированной водой придется ставить систему пожаротушения. А как тут выбрать, я же в этом не разбираюсь, разницы не понимаю, решил сам в нормы заглянуть, почитал — так и не понял, что зачем нужно и в чем разница. Ну, категорию склада я сам определил, в соответствии с требованиями и методикой СП 12 — опыт есть.  Категория получилась В2. А дальше?» 

Задача 1. Определите, правильно ли рассчитал категорию склада бизнесмен? Не нарушил ли нормы хранения (размещения).

Сомнения в необходимости установления системы пожаротушения на данном объекте не давали Петру Федоровичу покоя, и он попросил помощи у Ивана.

Молодой человек  как раз недавно начал готовиться к получению допуска на осуществление самостоятельных проверок. Ему необходимо было сдавать зачет своему наставнику в отделе на знание нормативных актов: Федеральных законов и Сводов правил. 

Иван сделал подборку норм, обязывающих оборудовать данное складское помещение системой пожаротушения. Он что-то читал про дренчерную и спринклерную установки пожаротушения. Но, как он помнил, о предназначении систем там  не было ни слова, существенных различиях данных установок пожаротушения в определениях сказано мало, а разобраться в специфике, понятное дело, может только человек со специальными знаниями.

Вернувшись в отдел, Иван быстренько засел за Свод правил 5.13.130.2009. Ничего не найдя, Иван, который к этому времени почувствовал прям-таки азарт, обратился с разъяснением к своему наставнику, Никанору Леонидовичу. Никанор Леонидович, строго посмотрев на новичка, сказал ему, чтоб еще подумал и читал документ внимательнее. Ничего не оставалось, пришлось идти ломать голову дальше.

Задача 2. Найдите нормы, регламентирующие данное мероприятие? 

Тут Иван решил сопоставить термины, приведенные в Своде с определениями ГОСТа, на который данный документ ссылается. Каково было удивление, когда он обнаружил схожесть этих документов, за исключением того, что в ГОСТе определения были даны более развернуто и подробно, не комбинировались в попытке сократить количество терминов. При дальнейшем изучении документа молодой специалист наткнулся на пункт, в котором приведены типы вводных и пенных АПУ (п.513). В следующем пункте Свода правил были приведены параметры установок, однако данные параметры приведены только для спринклерных систем. Соответственно пункт 514 делает невозможным применение таблиц 5.1-5.3 для всех систем тушения кроме спринклерных.

Задача 3. Как решить данную неувязку, неточность в документах? К каким последствиям это может привести.

Иван, разобравшись в ситуации, посоветовал бизнесмену обратиться к проектировщикам системы и поинтересоваться каким образом они ликвидировали данную неточность и какими таблицами пользуются для обоснования выбора системы пожаротушения, нормативных расходов и т.д.

Задача 4.1. Определите группу помещения, к которой относится данный склад? На что может повлиять Ваш выбор или выбор проектировщика? (Приложене Б. Свод правил 5.13.130.) 

Если расчеты буду выполнены неверно, то это может привести к тому, что система пожаротушения не выполнит свои функции и повлечет к увеличению ущерба от пожара.

Задача 4.2. Какие еще особенности и нюансы системы пожаротушения необходимо учесть?

Наличие такого количества нюансов испугало Петра Федоровича, не думал он, что все будет так непросто, и начал было жалеть о том, что решил расширить бизнес, но деньги были уже вложены, да и отступать он не привык. И тут на радость бизнесмену Иван рассказал, что есть и другие варианты разрешения данной проблемы. 

Задача 5.  Какие действия может предпринять собственник для отступления от данных требований?

Иван был счастлив, что смог помочь разобраться в этой непростой ситуации и применить свои знания, но тут он представил себя на месте инспектора, которому придется осуществлять проверку данного объекта и сам себе задал вопрос: «А стал бы он наказывать собственника, если бы система пожаротушения не была выполнена?»

Задача 6. Может ли инспектор, осуществляющий контроль за данным объектом не наказывать собственника за невыполнение данных требований?

Папа был впечатлен, Алиса тоже.

Первый пункт плана Ивана и Вероники был выполнен. Счастью Ивана не было предела. Только Вероника чуть-чуть грустила, сама не понимая почему…

При использовании сториттелинга в обучении нужно всегда помнить о конечной педагогической цели. Главная задача — не поразить слушателей, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сториттелинге собственно история играет «подчинительную» роль.

Автор: Смирнова В.А.

One thought on “Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса «Государственный пожарный надзор»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *