Словесные игры для развития речи обучающихся

Словесные игры развивают у обучающихся речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен сложный реквизит.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и практически без опоры на наглядность.

Играть в словесные игры можно по дороге в школу,  в начале занятия в качестве разминки, на перемене и т.д. Приведем примеры наиболее известных и популярных словесных игр для обучающихся.

«Назови три слова» (активизация словаря)

Учащиеся становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Например, что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т.д.

«Перепутанные слова» (развитие фонематического слуха, коррекционная работа)

Увлекательная и легкая в исполнении игра на сообразительность, которая наверняка понравится участникам. Преподаватель заранее составляет список слов или пословиц, в которых перепутан порядок букв (например, «нулжар» вместо «журнал», «тсемаринт» вместо «сантиметр») и распечатывает одинаковые карточки с заданиями по количеству предполагаемых игроков. Участникам игры выдаются одинаковые задания и ручки. Задача игроков — как можно быстрее составить правильные слова (пословицы) и вписать их в своих карточках напротив перепутанных. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно составит слова или пословицы.

Простые слова:

  • апалот – лопата
  • ковшер – вершок
  • агесатир — сигарета
  • рукинос — рисунок
  • отаткел – котлета
  • упечах – чепуха
  • некосир – керосин
  • кихенат – техника и т.д.

«Сравни предметы» (развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как  предметы, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Преподаватель сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи.

«Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например, преподаватель: «У меня нарядный фартук».

Учащийся: «У меня рабочий фартук».

Преподаватель: «Он белого цвета в красный горошек».

Учащийся: «А мой — тёмно-синего цвета».

Преподаватель: «Мой украшен кружевными оборками».

Учащийся: «А мой — красной лентой».

Преподаватель: «У этого фартука по бокам два кармана».

Учащийся: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Преподаватель: «А на этом нарисованы инструменты».

Учащийся: «В этом фартуке накрывают на стол».

Преподаватель: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Составь слово» (расширение словарного запаса)

Заранее нужно приготовить карточки с буквами алфавита. Участники по очереди вытаскивают по одной карточке с буквой и называют любое существительное в исходной форме, где бы эта буква встречалась (например: «с» — «свет»; «д» — «дерево»).

После этого игроки вытаскивают еще по одной букве и называют слово, где встречаются уже обе вытащенные буквы («с» и «л» — «солнце»; «д» и «г» — «дорога») и так далее.

Те, кто не справился с заданием и не смог составить слово из доставшихся букв, покидают игру. Выигрывает самый эрудированный и везучий человек (кому достались легкие буквы).

«Подбери рифму» (развитие фонематического слуха).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве …(сверчок).

Словесная игра «Жужжим» (развивает память и фонематический слух)

Один из учащихся выходит из комнаты. Оставшиеся вспоминают одну-две строчки известного стихотворения и распределяют ее между собой: каждому  достается одно слово.

Входит учащийся. Он должен внимательно слушать остальных, которые одновременно произнесут из загаданной строчки стихотворения каждый свое слово. Если учащийся не отгадал, можно попросить класс повторить свои слова из строчки всем вместе. Если  отгадал, то он называет строчку и стихотворение.

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у обучающихся самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

Подборку составила:

Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии ГПС МЧС России, доцент.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *