Школьная медиация: программа подготовки медиаторов из числа учащихся

Подготовка школьных медиаторов из числа учащихся является одной из приоритетных задач развития службы медиации образовательного учреждения. 

Медиация конфликтов между учащимися, осуществляемая взрослыми (педагогами, психологами), зачастую усложнена разницей в жизненном опыте и статусах конфликтующих сторон и медиатора, закрепленной в традиционной системе отношений между участниками образовательного процесса и затрудняющей полноценную реализацию основных принципов медиации.

На этом фоне медиация «равный-равному» имеет ряд естественных преимуществ:

  1. школьники имеют возможность лучше понять суть проблем и переживаний своих ровесников в силу принадлежности к одной субкультуре;
  2. между ровесниками нет статусно-обусловленных отношений власти и подчинения;
  3. взаимодействие «равный-равному» позволяет сделать процесс медиации соразмерным возрасту конфликтующих сторон;
  4. медиация «равный-равному» способствует «нормализации» конструктивных способов разрешения возникающих противоречий.

На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает общепризнанными, имеющими широкую апробацию и доказавшими свою несомненную эффективность технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся.

Первым шагом на пути ее решения может стать ответ на четыре ключевых вопроса, связанных с программами подготовки медиаторов школьной службы медиации из числа детей: «чему учить?», «как учить?», «кого учить?» и «кому учить?».

Ответ на вопрос «чему учить»:

  • элементарные знания из области психологии общения, возрастной психологии, психологии конфликта;
  • освоение технологии осуществления процесса медиации в конфликте;
  • самопрезентации;
  • активное слушание;
  • анализа и прогноза развития коммуникативной ситуации;
  • сформированность конструктивной мотивации медиаторской деятельности;
  • готовность к реализации на практике ее основных принципов: беспристрастности, конфиденциальности, добровольности и др.

Вопрос «как учить?»: опора на методы активного обучения (игровое проектирование, ролевое разыгрывание, дискуссии и др.) в рамках тренингового формата организации обучающей деятельности.

Ответ на вопрос «кого учить?», на наш взгляд, является наиболее трудным. Оптимально привлекать в службу медиации подростков, достигнувших определенного уровня психологической зрелости и располагающих некоторым объемом жизненного опыта, которые являются необходимым условием понимания сути медиации и освоения ее технологических сторон.

«Кому учить?»: куратор школьной службы медиации, то есть  психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов.

Программа обучения подростков-медиаторов

Организация занятий. Программа рассчитана на 20 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в неделю) и предназначена для группы подростков в количестве 10-15 человек.

Рис.1. Учебно-тематический план

Занятие 1. Наши занятия: что и как?

Цель занятия: демонстрация формата занятий, введение правил групповой работы.

Материалы: карточки для упражнения «Восточный базар», предмет-«микрофон», лист ватмана и листы формата А4 с вариантами ответов для упражнения «Ожидания», ручки, карандаши, фломастеры, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для упражнения «Наш маршрут», бумага для записей, стеклянная бутылка.

Ход занятия:

1. Вводное слово ведущего (3 минуты)

Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о целях данного занятия.

2. Упражнение «Восточный базар» (7 минут)

Упражнение требует предварительной подготовки: заранее на одинаковых листочках по 6 раз записывается имя каждого участника, в том числе в случаях, если имена повторяются. Листочки перемешиваются и раздаются по шесть каждому участнику группы в случайном порядке.

Задание заключается в том, чтобы собрать шесть листочков со своим именем. Для этого все участники группы перемещаются по аудитории и общаются друг с другом. При этом соблюдается правило: при каждом новом контакте в паре должны представиться обе стороны, назвав свое имя, показать свои листочки друг другу и обязательно провести один обмен, даже в том случае, если у партнера нет интересующего листочка. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не соберет шесть листочков со своим именем. Те, кто собрал свою «коллекцию», записывают свое имя на доске в столбик.

3. Упражнение «Ожидания» (10 минут)

Проводится опрос по кругу: «Чего я жду от участия в занятиях?». При этом используется «правило микрофона» (говорит только тот участник, у которого в руках предмет, символизирующий микрофон).

Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах, которые он располагает в центре круга: Школьная медиация: теоретические и методические основы, Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты. Хочу научиться лучше общаться со сверстниками. Хочу хорошо и весело провести время. Хочу узнать что-то новое о себе. Я не жду ничего особенного. Каждому участнику нужно выбрать для себя два самых подходящих утверждения и поставить на соответствующих листах любую отметку. Затем ведущий обобщает получившиеся результаты, знакомит участников с целями и задачами программы, тематическими блоками (фиксируя их на ватмане), форматом работы в рамках программы. Здесь же ведущий вводит основные правила работы группы: недопустимость опозданий, запрет на использование физического насилия и ненормативной лексики.

Правила фиксируются на листе ватмана. При желании подростки могут дополнить этот список. Другие «классические» правила работы группы вводятся в ходе дальнейших занятий по мере того, как про-исходят те или иные ситуации, требующие их обсуждения.

4. Упражнение «Наш маршрут» (17 минут)

Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает лист бумаги, на котором создают коллаж «Наш маршрут», используя вырезки из журналов, а также элементы рисования (12 минут). Готовые коллажи представляются группе, комментируются, обсуждаются, затем закрепляются на листе с правилами групповой работы.

5. Упражнение «Бутылка с пиратского корабля» (3 минуты)

Участники работают самостоятельно. Им предлагается написать пожелания самим себе и группе на весь период занятий и опустить их в бутылку. Бутылка закупоривается и убирается до последнего занятия. 6. Завершение занятия (5 минут) Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», заключительное слово ведущего.

Занятие 2. Что такое медиация?

Описание

Занятие 3. Что такое конфликт?

Описание

Занятие 4. Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе?

Описание

Занятие 5. Что такое «продуктивное разрешение конфликта»?

Описание

Занятие 6. Медиация конфликтов: как это делается?

Описание

Занятие 7. Что такое эффективная коммуникация?

Описание

Занятие 8. Как правильно слушать собеседника?

Описание

Занятие 9. Что такое бесконфликтный стиль общения?

Описание

Занятие 10. Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

Описание

Занятие 12. Как организовать подготовительный этап медиации?

Описание

Занятие 13. Как провести основной этап медиации?

Описание

Занятие 14. Как закончить медиацию?

Описание

Занятие 15. Возникли проблемы: что делать?

Описание

Занятие 16. Каким должен быть «настоящий медиатор»?

Описание

Занятие 17. Зачем люди становятся медиаторами?

Описание

Занятие 18. Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

Описание

Занятие 19. Чему мы научились?

Описание

Занятие 20. Так кто же такие школьные медиаторы?

Описание

Удачи в работе, коллеги!

Авторы: Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н. — Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Кафедра психологии человека

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *