Сценарий семинара «Развитие эмоционального интеллекта учителя»

Ведущую роль в продуктивности педагогической деятельности учителя играет эмоциональный интеллект. Семинар поможет преподавателям научиться лучше определять свои чувства, принимать их и адекватно выражать.

Понятие «эмоциональный интеллект»

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

  • способность к восприятию и выражению эмоций;
  • способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;
  • способность понимать свои и чужие эмоции;
  • способность управлять эмоциями.

Сценарий семинара для учителей

Название (можно написать на доске): «Здесь и сейчас»

Необходимые материалы: маленькая доска, мел, музыка; плакаты (см. ниже); на отдельном столике под покрывалом: там – там, маракасы, мешочки с крупой, копья–палки, перчатки для бокса, две диванные подушки, пластилин, платки; мягкие игрушки – тигр и кролик; фартук с кроликом (для официанта-ведущего); меню – на отдельных картонных карточках; 3-4 бумажные скатерти, одноразовые тарелочки, влажные салфетки (5-6 пачек), простые салфетки; пластилин по пачке на каждый стол, карандаши, мелки; листы цветного картона для писем благодарности, свеча большая.

Для участников необходимо расставить (полукругом) 3-4 больших стола, накрытые скатертями.

Приветственное слово ведущего и зарядка (под музыку)

Тайминг: 2 минуты

Ведущий (одетый в фартук): «Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я рада вас приветствовать в таверне «Находка». В нашей необычной таверне. Вы побываете на пиру чувств и отведаете и сладкое и соленое и горькое и терпкое. А перед началом пира, мы с вами – проснемся! Встаньте, дорогие друзья, и представьте себе, что вы только что встали и с удовольствием потягиваетесь!  Потянулись…!  Вдох, выдох! А теперь правая рука, левая нога – потянулись…; левая рука – правая нога – потянулись…

И положим в ладошки немного любимого геля для душа. О, как пахнет! И растираем свои ручки, плечи, животик, ноги… Замечательно!

И снова потянулись (вдо-о-ох), тянемся, тянемся к солнышку, наполняемся жизненной силой, энергией и выдох! Замечательно!»

Релаксация «Сад моих чувств» (под музыку)

Тайминг: 3-5 минут

Ведущий: «Ну, а сейчас разрешите попотчевать вас, уважаемые гости, первым блюдом под названием: «Сад чувств». Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза, настройте все свои рецепторы: и зрительные и слуховые и тактильные и вкусовые».

По кругу передается мягкая игрушка, участники говорят о своих чувствах.

Ведущий: «Как вам первое блюдо, дорогие гости, что вы сейчас ощущаете, чувствуете?»

Разбор «базисных чувств»

Ведущий (у доски): «Итак, чувства. Чувства – мощная жизненная энергия, которая может быть одинаково созидательной и разрушительной. Важно помнить, что обучаться языку чувств никогда не поздно.»

На доске прикрепляется плакат.

Базисные чувства
радость

грусть

страх

гнев или злость

вина

стыд

обида

интерес

удовольствие

отвращение

Ведущий продолжает говорить об эмоциях.

Все эмоции условно позитивные и условно негативные (зависит от ситуации).

Условно негативные: горе, страх, гнев, отвращение, стыд.

Без них невозможно справляться с трудными ситуациями, переживать и выходить из кризиса.

Переживание – наше человеческое свойство, через которое закаляется и становится зрелой душа.

Если же мы стараемся подавить, игнорировать эти чувства, то они становятся пусковыми механизмами телесных соматических заболеваний. Здесь важно принять, пережить и адекватно ситуации выразить.

Учимся взаимодействовать с эмоциями

Пример №1.

Мама пришла с работы, увидела, что посуда не помыта и с порога кричит: «Как мне все надоело! Ты –лентяйка!»

Дочь злится, уходит в свою комнату. Приходит чувство несправедливости, гнев, стыд, вина, обида – хаос чувств в них невозможно разобраться. Пытается учить уроки. Невозможно сосредоточиться, почему-то начинает болеть живот, голова. Она выходит с этим к маме.

Мама начинает спрашивать, что болит, о чувствах ни слова. Так закрепляется модель поведения – мир в отношениях восстанавливается, если заболеть.

Пример №2.

Мама, понимая, чем она раздражена, говорит, придя с работы: «У меня был трудный день, я очень разозлилась на одну ситуацию на работе, и у меня нет сил. Я просто возмущена, что посуда не вымыта, хотя мы с тобой договаривались!»

Дочь: «Извини. Я сейчас вымою.»

Дочь тоже злится, но понимает, что упрек справедлив.

Ведущий задает участникам вопрос: «В чем разница?»

Ответ: взрослый говорит о своих чувствах, не смещая гнев с рабочей ситуации на дочь. Разница – в интенсивности проявления эмоции и ясности причин. Это дает возможность дальше договариваться.

На доске вывешивается новый плакат.

Взаимодействие с эмоциями
  1. В любой ситуации, спроси себя: «Как я себя чувствую? Если это трудно, то можно описать свои ощущения. Например, сильное напряжение в теле может быть связано с тревогой, страхом или раздражением.
  2. Отделение чувства от себя: «Я разозлился …, когда …»
  3. Принять свое чувство (принятие во благо любой эмоции).
  4. Прожить его.
  5. Выразить свое чувство сообразно ситуации.
  6. Анализ: адекватно или неадекватно ситуации вы среагировали. Если неадекватно: поиск пускового механизма, истинные мотивы. И трансформация.

Упражнение с участниками «Гнев — это нормально»

Ведущий: «А сейчас, уважаемые гости, для каждого из вас есть возможность выбрать из нашего меню фразы, которыми можно продолжить предложение.

На доске: Я злюсь, когда…

В меню для выбора (раздается участникам): меня оскорбили; я подверглась нападению; я пала духом; меня подавляют; водят за нос; поводят; обманывают; отвергают; эксплуатируют; моими потребностями пренебрегают; что-либо угрожает моему здоровью; моя жизнь находится под угрозой; теряю что-то чем я дорожу; вижу нечто чему по-моему мнению нанесен ущерб; вижу как нарушаются или подвергаются угрозе права других людей.

Ведущий: «А еще, дорогие гости, у нас в таверне «Находка» есть традиция — мы вместе придумываем общее блюдо.

Сегодня  общее название этого блюда: «Гнев – это нормально».

Сначала вместе подумайте и обсудите:

  • зачем эта эмоция дана;
  • что может дать проживание этой эмоции;
  • какой опыт мы приобретаем;
  • как этот опыт может изменить нашу жизнь.

Тайминг: 3 минуты

Ведущий: «Хорошо. Теперь для приготовления этого блюда вы можете использовать наш волшебный стол.»

Ведущий раскрывает накрытый столик жестом фокусника (см. необходимые материалы)

Ведущий: «А сейчас все вместе презентуем это блюдо, выразим гнев, злость, обиды.  Приготовились, три, четыре. Начали!

Тайминг: 5 минут

Музыка: ритмичная

Участники выражают при помощи предметов свой гнев.

Ведущий: «Дорогие участники. Давайте избавимся от всего ненужного. Возьмите карандаши или пластилин и нарисуйте или вылепите свой гнев».

Тайминг: 3 минуты

Участники лепят и рисуют.

Ведущий: «А  теперь – трансформация: пластилиновый гнев вы можете преобразовать во что захотите, а рисунок – порвать на мелкие кусочки».

Тайминг: 3 минуты

Благодарность и трансформация

Ведущий: «Хорошо.  И еще помогают нам изменять любые эмоции – чувства интереса, удовольствия, радости и благодарности. Нужно учиться по-новому смотреть на привычные вещи, искать в своей жизни новые поводы радоваться и радовать других».

Ведущий предлагает придумать такие поводы:

  • Встать пораньше, чтобы встретить рассвет.
  • Увидеть то, на что мы никогда не смотрели: птичий след на снегу.
  • Уехать их дома..
  • Написать маме: «Я люблю тебя».
  • Идти просто шагать по парку, всем телом ощущая радость движения.
  • И дарить радость другим: улыбкой, словом или ласковым жестом.
  • И  вспомнить обо всех кто нам помог или нас любил и любит.
  • Порадоваться, что мы встретились когда-то.
  • И ощутить благодарность.

Тайминг: 1 минута

Ведущий: «Давайте напишем письма благодарности, каждый свое.

Начните каждый раз со слов: Я благодарна…«.     

Тайминг: 1 минута

Завершение. Рефлексия.

Участники садятся в общий круг, посредине – свеча.

По кругу передается мягкий зайчик, и каждый продолжает фразу:

  • Я почувствовала…
  • Я поняла…

Ведущий: «Возьмемся за руки. Все хорошее мы возьмем с собой, и пусть оно помогает нам в жизни.»

А сейчас все вместе сделаем глубокий мягкий вдох и на выдохе  — загасим свечку…

Автор: Г.А. Ситникова

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *