Авторы:
Назаренко Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель Белгородского государственного научно-исследовательского университета Белгород, Россия
Халявина Дарья Владимировна – кандидат филологический наук, старший преподаватель Белгородского государственного научно-исследовательского университета.
Исследования педагогов и психологов доказывают, что учебный процесс поднимается на более высокий уровень благодаря включению в него такого методического приема как игра.
Функции Игровой деятельности:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес);
- коммуникативную (обучение общению);
- функцию самореализации в игре (достижение своих собственных целей);
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- корректирующую (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- функцию межкультурного взаимодействия (усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей);
- функцию социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).
Ролевые игры используются в рамках педагогического процесса и выступают как средство самовыражения, самореализации в становлении личности на разных этапах взросления.
Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
- наличие проблемы, лежащей в основе игры;
- наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
- наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.
Известно, что движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения – один из важнейших компонентов деятельности преподавателя при организации ролевых игр.
В практике преподавания РКИ мы используем сюжетно-ролевые игры на основе видеофрагмента, рассматривая их как один из этапов работы над фильмом на уроке
Работа с фрагментом фильма “Питер FM” на занятии
I -этап Просмотр современного молодежного фильма.
Сюжет: Фильм рассказывает о жизни современных молодых людей, решении ими проблем самоопределения, личных отношений, профессиональной реализации, что близко и понятно студентам вуза, так как герои фильма одного возраста с самими учащимися.
Судьба двух молодых людей. Каждый из них должен решить – что для него действительно важно? Героиня фильма, Маша, – ди-джей на популярном в Петербурге радио, герой, Максим, – молодой архитектор. Маша готовится к свадьбе с бывшим одноклассником, Максим победил в международном конкурсе архитекторов и собирается уезжать на работу в Германию. Но они не уверены, что им нужно именно это. И кто знает, что бы произошло, если бы не случай – Маша теряет мобильный телефон, а Максим его находит. Возникший между героями «телефонный роман», понимание и тепло, которые они нашли друг в друге, помогают им найти верное решение своих проблем. Приведем примеры направленных на развитие лексико-грамматических навыков упражнений после просмотра фильма.
Упражнение №2. Вставьте подходящие предлоги.
Комментарий: В России подкидывают монету, чтобы узнать ответ на волнующий вопрос или определиться с выбором, если человек находится в затруднительном положении. Сторона монеты, на которой изображены государственные символы, называется «орел», другая сторона – «решка». Маша предложила Максиму бросить монетку, чтобы узнать, ехать в Берлин или нет.
Упражнение №4. Прочитайте диалоги, данные справа. Подберите к ним видовые пары. Посмотрите фрагмент фильма и восстановите диалоги.
Вопросы: Какие чувства испытывают герои во время разговора? Какими лексическими средствами передается настроение героев в диалогах 1, 2?
После просмотра и обсуждения фильма и выполнения ряда упражнений преподаватель может выбрать различные фрагменты фильма для повторного просмотра и дальнейшей работы с ними.
II -этап Работа с фрагментами.
«Разговор Маши и Кости (у Маши на работе)»
– Привет, Марусь.
– Привет.
– Держи, это тебе. (дарит цветы)
– Спасибо. Зачем?
– Маш, я был неправ. Прости.
– Да ну, что ты.
– Может, не будем больше ругаться? –
Давай положу.
– Родители дали мне список. Просят, что бы мы утвердили гостей, которые нам нужны. Хочу с тобой посоветоваться. Вот Николаевых, будем приглашать? Николаевых, приглашаем. Ангеловы – обязательно.
– Костя…
– Косарев под вопросом.
– Свадьбы не будет.
– Поляковых… Что? Ну что за шутки?
– Свадьбы не будет.
– Я не понял, что значит – свадьбы не будет?
– Я не могу. Костя! Ну, пойми меня, пожалуйста. Костенька, ты очень хороший. Костя, ты самый близкий человек, который у меня есть. Ну, пойми, пожалуйста. Костя, это не глупость. Прости меня.
– Всё будет хорошо, у нас всё будет хорошо, правда.
– Костя, я не могу. Прости меня. Кость…
– Не говори глупости.
– Я не люблю тебя. Прости меня, пожалуйста. Костя… Костя, ну, прости меня.
После повторного просмотра преподаватель предлагает следующие задания и варианты для разыгрывания сюжетно-ролевой игры:
1. Костя дарит Маше цветы и просит прощения. Разыграйте ситуацию, которая предшествовала этой ситуации. За что герой фильма просит прощения? В чём он виноват?
2. Закончите диалог между героями фильма (Машей и Костей):
А) Маша принимает цветы и извинения, разговор заканчивается положительно для обоих героев фильма;
Б) Костя злится на слова Маши, герои фильма ссорятся;
В) Костя расстраивается и просит Машу изменить решение.
В основе данного сюжета лежит подготовка к свадьбе. Опираясь на эту ситуацию, предложите учащимся разыграть следующие ситуации:
1. Заказ ресторана для свадебного торжества.
2. Составление списка гостей.
3. Покупка обручальных колец.
Для разыгрывания ситуаций могут быть выбраны фрагменты: «В кабинете майора полиции», «В полицейском участке», «В РЭУ», «На станции метро». Эти фрагменты не только богаты речевыми образцами разговорного жанра, но также знакомят учащихся с реалиями социокультурной среды, в которой они находятся, что, несомненно, положительно сказывается на адаптации студентов к жизни в России.
Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры:
Особый интерес и простор для творчества представляет ситуация долгожданной встречи Маши и Максима, которая так и не состоялась в фильме.
Вопросы:
Как они встретятся?
О чeм будут говорить?
Что расскажут друг другу?
Чтобы показать это в сюжетно-ролевой игре на уроке РКИ учащимся потребуется реализовать весь свой творческий потенциал и постараться употребить в речи накопленные лексико-грамматические знания.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, какую лексику выбрать. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал.
Статьи по теме
- Невербальные средства общения: сценарий урока-эвристической беседы (студенты-переводчики, уровень B1-B2)
- Применение кинофрагментов сказок на занятиях РКИ у иностранных филологов
- Как работать с мультфильмами на занятиях по русскому языку как иностранному
- Пение как один из приемов обучения русскому языку как иностранному
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Обзор видеоредакторов для создания учебного видео. С чего начать новичку?