Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Чтение является основой формирования речемыслительной деятельности слушателей, изучающих русский язык как иностранный. Правильно подобранные тексты для чтения – залог того, что слушатели освоят нормативный аспект речи и включаться в культурный диалог.

Использование художественных текстов на занятии и при самостоятельной подготовке студентов способствует расширению и углублению знаний о русской культуре, дает возможность проверить навыки ведения активного диалога и возможность осуществить активную перестройку собственной речи.

Тема: «Формы речевого общения»

Задание 1. Составьте словосочетания из данных прилагательных и существительных.

Исключительный (явление, случай, право), общественное (мнение, работа, организация, защитник), маленькая (записочка, карман, случай), строгие (родители, поведение, рамки), порядочный (человек, сроки, люди).

Задание 2. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Зиночка». Приготовьтесь выполнить задания после текста.  [su_spoiler title=”Рассказ «Зиночка»” style=”fancy” icon=”chevron-circle”]

Я хочу рассказать, как меня ненавидела одна красивая девушка. Мне было тогда лет восемь. В один прекрасный летний вечер я и моя гувернантка Зиночка занимались.

– Мы вдыхаем кислород, – говорила Зиночка. – Теперь скажите мне, Петя, что мы вдыхаем?

– Углекислоту, – ответил я и посмотрел в окно. Во дворе в это время мой отец собирался на охоту. Мать и сестры уезжали к соседям. Дома оставались только я, Зиночка и мой старший брат – студент.

– Так что же мы вдыхаем? – спросила Зиночка. Она достала из кармана маленькую   записочку,   вздохнула   и   посмотрела   на   часы.   До   конца  урока оставалось более получаса.

– Теперь арифметика, – сказала она. – Решите задачу № 325, а я … сейчас приду.

Она вышла. Я видел, как она побежала в сад, и подумал, что она хочет, пока моих строгих родителей нет дома, нарвать в саду ягод. Я бросил задачник и тоже побежал в сад. Там я увидел, как мой старший брат Саша целовался с Зиночкой.

Вечером, когда я ложился спать, Зиночка зашла в мою комнату.

– А я знаю! – сказал я.

– Что вы знаете?

– Я видел, как вы целовались с Сашей. Я скажу маме.

– Петя, это низко… Будьте мужчиной… Не говорите никому… Порядочные люди не шпионят… Умоляю вас…

Зиночка боялась, что моя мать узнает обо всём. Из-за меня она не спала всю ночь.

Утром после чая я встретился с Сашей, ухмыльнулся и сказал ему:

– А я знаю! Я видел, как ты вчера целовался с Зиночкой. Саша посмотрел на меня и сказал:

– Ты глуп.

Зиночка ставила мне пятёрки и не жаловалась на меня отцу. Я не учил уроков и ходил вверх ногами. Однажды во время обеда, когда у нас было много гостей, я посмотрел на Зиночку, ухмыльнулся и сказал:

– А я знаю … я видел …

– Что ты знаешь? – спросила мать.

Я видел, как испугалась девушка, и какие злые глаза сделал Саша. Я не стал продолжать. В тот же день во время занятий я увидел в лице Зиночки резкую перемену. Оно стало строгим и холодным. Среди урока она вдруг сказала:

– Ненавижу!

Она ненавидела меня страстно. Я пожаловался матери и рассказал, как Саша целовался с Зиночкой. Когда Зиночка уезжала от нас, то последний свой взгляд она бросила на окно, где я сидел. Скоро она стала женой моего брата. Но и теперь, когда я постарел и облысел, она смотрит на меня с ненавистью. Очевидно, ненависть так же не забывается, как и любовь. (Антон Павлович Чехов).[/su_spoiler]

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Закончите данные предложения, используя материал текста:

  1. Зиночка была красивой молодой девушкой, которая……
  2. Зиночка боялась, что моя мать узнает…..
  3. Быть мужчиной – это значит…..
  4. Зиночка была доброй и милой, потому что…..
  5. Когда Зиночка стала женой моего брата Саша, то она…..

Упражнение 2. Ответьте на вопросы:

  1. Почему рассказ называется «Зиночка»?
  2. Как относится автор к Зиночке?
  3. Как вы думаете, почему все-таки Петя рассказал матери, как целовались брат с Зиночкой?
  4. Как вы понимаете русскую пословицу «От любви до ненависти один шаг»?

Упражнение 3. Скажите, как вы понимаете словосочетания: «бросить взгляд», «ходить вверх ногами».

Упражнение 4. Перескажите текст. Что изменилось, когда вы переводили письменный текст в устный?

Тема: «Разновидности речевого общения»

Задание 1. Прочитайте данные ниже фрагменты диалогов и проанализируйте их. Восстановите и опишите ситуации, в которых они могут быть использованы. Перечислите и охарактеризуйте их участников.

  1. – Принимайте таблетки четыре раза в день, пейте тёплое молоко с мёдом, соблюдайте постельный режим, не курите и не переутомляйтесь.
  2. – Граждане пассажиры! Не стойте у дверей, проходите по салону. Своевременно оплачивайте за проезд. У кого нет проездных билетов и талонов, обращайтесь к водителю.
  3. – Алёша, без меня слушайся бабушку. Не бегай целыми днями по улицам, тепло одевайся, не ходи без шапки, хорошо ешь.
  4. – Каждый день много читайте, слушайте аудиоматериалы, учите новые слова и старайтесь как можно больше говорить.
  5. – Лена, на этой неделе обязательно сходи в художественный музей. Я очень тебе советую. Только поторопись, потому что выставку через неделю закроют и картины увезут.

Задание 2. Восстановите начальные реплики диалогов на основе данных ниже ответных реплик.

  1. – … – Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.
  2. – … – Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специальность.
  3. – … – Поезжай ночным поездом. Утром ты уже будешь в Москве. По-моему, это очень удобно и рационально (выгодно).
  4. – … – Что здесь советовать? Конечно, соглашайся. В Москве ты прекрасно проведёшь время.
  5. – … – Конечно, принимать решение ты должен сам. Но, по-моему, этого не стоит делать.

Задание 3. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Ушла». Ответьте на вопросы после текста.

[su_spoiler title=”Рассказ «Ушла»” style=”fancy” icon=”chevron-circle”]

Пообедали. В стороне желудков чувствовалось маленькое блаженство, рты позевывали, глаза начали суживаться от сладкой дремоты. Муж закурил сигару, потянулся и развалился на кушетке. Жена села у изголовья и замурлыкала… Оба были счастливы.

– Расскажи что-нибудь… – зевнул муж.

– Что же тебе рассказать? Мм… Ах, да! Ты слышал? Софи Окуркова вышла замуж за этого… как его… за фон Трамба! Вот скандал!

– В чем же тут скандал?

– Да ведь Трамб подлец! Это такой негодяй… такой бессовестный человек! Без всяких принципов! Урод нравственный! Был у графа  управляющим – нажился, теперь служит на железной дороге и ворует… Сестру ограбил… Негодяй и вор, одним словом. И за этакого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! Такая нравственная девушка и… на тебе! Ни за что бы  не вышла за такого субъекта! Будь он хоть миллионер! Будь красив, как не знаю что, я плюнула бы на него! И представить себе не могу мужа-подлеца!

Жена вскочила и, раскрасневшаяся, негодующая, прошлась по комнате. Глазки загорелись гневом. Искренность ее была очевидна…

– Этот Трамб такая тварь! И тысячу раз глупы и пошлы те женщины, которые выходят за таких господ!

– Тэк-с… Ты, разумеется, не вышла бы… Н-да… Ну, а если бы ты сейчас узнала, что я тоже… негодяй? Что бы ты сделала?

– Я? Бросила бы тебя! Не осталась бы с тобой ни на  одну  секунду!  Я могу любить только честного человека! Узнай я, что ты натворил хоть  сотую долю того, что сделал Трамб, я… мигом! Adieu тогда!

– Тэк… Гм… Какая ты у меня… А я и не знал… Хе-хе-хе… Врет бабенка и не краснеет!

– Я никогда не лгу! Попробуй-ка сделать подлость, тогда и увидишь!

– К чему мне пробовать? Сама знаешь… Я еще почище твоего фон Трамба буду… Трамб – комашка сравнительно. Ты делаешь большие глаза? Это странно… (Пауза.) Сколько я получаю жалованья?

–  Три тысячи в год.

– А сколько стоит колье, которое я купил тебе неделю тому назад? Две тысячи… Не так ли? Да вчерашнее платье  пятьсот… Дача две тысячи… Хе-хе-хе. Вчера твой папа выклянчил у меня тысячу…

– Но, Пьер, побочные доходы ведь…

– Лошади… Домашний доктор… Счеты от модисток. Третьего дня ты проиграла в стуколку сто рублей…

Муж приподнялся, подпер голову кулаками и прочел целый  обвинительный акт. Подойдя к письменному столу, он показал жене  несколько  вещественных доказательств…

– Теперь ты видишь, матушка, что твой фон Трамб – ерунда, карманный воришка сравнительно со мной… Adieu! Иди и впредь не осуждай!

Я кончил. Быть может, читатель еще спросит:

– И она ушла от мужа?

Да, ушла… в другую комнату.

[/su_spoiler]

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Закончите предложения, используя материал текста:

  1. Трамб – подлец и вор, потому что…
  2. А если бы ты сейчас узнала, что твой муж негодяй, чтобы ты сделала?….
  3. Муж приподнялся, подпер голову кулаками и….
  4. Я еще почище твоего Трамба, потому что….

Упражнение 2. Ответьте на вопросы:

  1. Как описывается «счастье» супругов в начале рассказа? Что было причиной их счастья?
  2. Какой разговор возникает между супругами? Чем возмущается жена? Каково ее отношение к Трамбу и людям подобного типа?
  3. Какова реакция мужа на слова жены? Что он говорит о себе и о ней?
  4. Чем кончается рассказ?
  5. О какой проблеме говорит Чехов в своем маленьком рассказе?
  6. Что можно сказать об образе жизни, морали, отношении к службе героя рассказа и его жены?

Упражнение 3. Как обыгрывает Чехов слово «ушла» в своем рассказе? (в заглавии, в словах жены, в конце рассказа)? Носил бы рассказ ярко выраженный юмористический характер, если бы в нем не было последних трех слов после многоточия?

Упражнение 4. Перескажите рассказ от 3 лица.

Тема: «Функционально-смысловые типы речи»

Задание 1. Замените данные ниже простые предложения сложными, употребляя при глаголах движения инфинитивную конструкцию с союзом чтобы.

Образец: Завтра я уезжаю в Москву и пришел к вам проститься. – Завтра я уезжаю в Москву и пришел к вам, чтобы проститься.

Мы зашли в магазин посмотреть новые книги. 2. Максим поехал к сестре поздравить ее с днем рождения. 3. Я зашел в университет узнать расписание экзаменов. 4. Мы зашли к товарищу узнать, как он себя чувствует. 5. Я пришел сообщить вам о собрании. 6. Александр пришел к Наташе познакомиться с ее семьей. 7. Я зашел к товарищу передать ему записку. 8. Я пришел к вам поговорить о дипломной работе. 9. Мы пришли в больницу навестить больного товарища.

Задание 2. Объясните значения данных ниже слов.

Образец: Учитель – человек, который учит детей в школе.

Писатель, строитель, водитель, экономист, журналист, скрипач, пианист, актер, режиссер, дирижер, шахтер, фермер, бухгалтер, боксер, банкир, кассир, библиотекарь, переводчик, летчик, компьютерщик, политик, математик, физик, биолог, психолог, архитектор, скульптор, реформатор, музыкант, лаборант, консультант.

Задание 3. Ниже дана таблица, иллюстрирующая различия в образовании и употреблении активных и пассивных конструкции в русском языке. Дополните таблицу своими примерами.

Актив Пассив
Сегодня лекцию читает известный

ученый.

Сегодня лекцию прочитал известный ученый.

Сегодня лекция читается известным ученым.

Сегодня лекция прочитана известным ученым.

Проблему решают.

Проблему решили.

Долгое время считалось, что

Солнце вращается вокруг Земли.

Давно доказано, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ученые должны изучить эту проблему

Необходимо (нужно, надо, следует) решить эту проблему.

В лекциях преподаватель использует большой фактический материал.
Письменные работы по русскому языку всегда проверяются преподавателями
Программа выполняется.

Задание 4. Прочитайте текст «Человек, общество, государство». Определите значение незнакомых слов по словарю. Выполните задание после текста.

[su_spoiler title=”Текст Человек. Общество. Государство.” style=”fancy” icon=”chevron-circle”]

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

Задолго до победы первых революций появилась целая плеяда выдающихся мыслителей, которые сформулировали ряд важных политических и конституционно-правовых идей. Одной из характерных особенностей этих идей было стремление ограничить единоличные формы государственного управления, установить более разумные и более справедливые взаимоотношения государства и личности.

Современное понимание народного, национального и государственного суверенитетов, прав и свобод человека, гражданского общества, демократии, парламентаризма и другого зародилось именно в эту эпоху. Английский философ и социолог Джон Локк в своем труде «Трактат о правительстве» сформулировал ряд положений, имеющих конституционное значение. Он утверждал, что все люди свободны и равны. Граница государственной власти определяется ее обязанностью охранять жизнь, свободу и имущество каждого, и власть, которая покушается на эти права, противоречит своему существованию. Высшим судьей над властями является народ.

Французский просветитель XVIII века Шарль Луи Монтескье утверждает, что в демократии верховная власть принадлежит народу. Деспотизм разрушительно действует на общество. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом», – пишет Монтескье. Политическая свобода заключается «в нашей безопасности». Однако эта безопасность, по мнению Монтескье, обеспечивается господством законов в государстве, она гарантирует политическую свободу. Следовательно, основная задача политического деятеля состоит в том, чтобы найти средства для обеспечения законности. Именно этим средством является разделение властей.

Таким образом, в государстве должны существовать три власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом все три власти  должны находиться в руках различных органов. Подлинная свобода не может допустить соединение двух, а тем более трех властей в руках одного и того же органа. Необходимо, чтобы законодательная власть принадлежала органу народного представительства. Исполнительная власть должна быть вручена одному лицу, так как важнейшим средством этой власти является быстрота действия. Судебная власть должна быть сосредоточена в суде присяжных. Принцип разделения властей означает, что исполнительная власть не вправе принимать законы и законодательствовать, что законодательные полномочия должны принадлежать только представительному учреждению, а исполнительные органы должны быть подзаконны.

(По М. Г. Кириченко)[/su_spoiler]

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Изложите взгляды Джона Локка и Шарля Луи Монтескье, пользуясь материалом текста и представленными в данной ниже таблице логико-синтаксическими схемами.

Для изложения взглядов

Дж. Локка

Для изложения взглядов

Ш.Л. Монтескье

В своем труде Дж. Локк сформулировал ряд положений…

Он утверждал, что…

По мнению Дж. Локка, граница государственной власти …

По утверждению Дж. Локка, высшим

судьей …

Ш.Л. Монтескье утверждает, что…

По мнению Ш.Л. Монтескье, деспотизм …

Исходя из взглядов Ш.Л. Монтескье,

свобода есть … , а политическая свобода заключается …

Однако, эта безопасность, по мнению ученого, обеспечивается …


Упражнение 2.
Изложите ход мыслей автора текста «Человек, общество, государство», пользуясь данным ниже вопросным планом.

  1. В чем состоит основная задача политического деятеля?
  2. Почему в государстве должны существовать три вида власти?
  3. Почему законодательная власть в государстве должна принадлежать органу народного представительства?
  4. Почему исполнительная власть в государстве должна быть вручена одному лицу?
  5. В чем суть принципа разделения властей?

Упражнение 3. Дайте оценку взглядам автора текста, используя данные ниже предложения.

  1. Аргументы автора показались мне достаточно убедительными (недостаточно убедительными).
  2. В рассуждениях автора есть сильные (уязвимые, слабые) места.
  3. Наиболее убедительной (наименее убедительной), на мой взгляд, является мысль о том, что…
  4. В целом в рассуждениях автора много спорного.

Так же на занятиях можно использовать тексты не только классической русской литературы, но и тексты современной прозы. С большим удовольствием иностранные слушатели для самостоятельного чтения выбирают тексты Людмилы Улицкой, с которыми вы можете познакомить их, для начала, на занятии. В качестве примера, можно взять рассказы: “Священный мусор”, “Счастливый случай”.

[su_spoiler title=”Текст Л. Улицкой «Священный мусор»” style=”fancy” icon=”chevron-circle”] 

Сильнейшая привязанность к вещам — к их биографии, географии, рождению и смерти — привела к тому, что в скороходовскую коробку из-под ботинок я складывала то, с чем трудно было расстаться: треснувшую фарфоровую пиалу моего прадеда, в которой он хранил какие-то колесики и пружинки от часов, разбитый китайский набор для чаепития, который мой первый муж случайно смахнул плечом вместе с полкой, бабушкины лайковые перчатки (бальные!) такого размера, что они порвались, когда их хотела примерить одна толстенькая двенадцатилетняя девочка, расплетшаяся наполовину прабабушкина корзиночка неизвестно для чего, горделивый значок Калужской гимназии госпожи Саговой и кусок клеенки из роддома, на котором написано имя моего двоюродного брата, родившегося через десять лет после меня. Всё это я собиралась когда-нибудь починить, реставрировать, склеить, залатать или просто определить на место. И лет тридцать таскала с квартиры на квартиру, пока во время одного из последних переездов, охваченная жаждой освобождения и очищения от всякого хлама, не выбросила все эти никчемные драгоценности на помойку. На минуту мне показалось, что я освободилась от своего прошлого, и оно больше не держит меня за глотку. Ничего подобного: все эти выброшенные штучки – наперечет! – я помню.

Однако эти черепки и остатки прошлого каким-то образом связаны с вещами нематериальными. Они символизировали прекрасные принципы и положительные установки, заимствованные идеи и остроумные концепции, которые я всю жизнь собирала в стройное здание, и иногда даже казалось, что оно уже прочно стоит на надежном основании и что многолетними усилиями выстроено цельное мировоззрение. Каркас этот оказался жестким и неудобным, как доспех средневекового рыцаря… Временами меня это очень беспокоило – благодарение Богу, ежеминутные заботы жизни сильно отвлекали от назойливого поиска высших смыслов. Не могу сказать, чтобы результат был сколько-нибудь значительным. Я очень близка к тому, чтобы выбросить все лабораторные тетради неудавшихся или плохо удавшихся опытов. К сожалению, обувная коробка, скорее модель, а может, метафора, описывающая универсальный процесс накопления богатства и последующего от него освобождения.

Оказалось, ничего выбросить невозможно. Цепкое сознание не хочет расставаться с побрякушками из стекла, металла, опыта и мыслей, знания и догадок. Что здесь важно и значительно, а что побочный продукт жизнедеятельности – не знаю. Тем более что иногда «Навозна куча» оказывается драгоценнее «Жемчужного зерна».

Мой покойный прадед, кой-какой часовщик и пожизненный читатель единственной книги, уважал материальный мир не менее духовного: никогда не выбрасывал ни картонки, ни железки, с улицы приносил то кривой гвоздь, то ржавую петлю. Всё раскладывал по коробочкам, подписывал: гвозди дюймовые, петля дверная, шпулька для ниток. А на одной коробочке уже после его смерти разобрали надпись: «Веревочка, которая уже ни на что не годится»… Но почему хранил? Ведь так хочется освободиться от всего лишнего, необязательного…

«Вот потеряю руки, ноги, голову и возраст, дату рождения и дату смерти, национальность и образование, вот потеряю имя и фамилию, и будет хорошо». Это я сама написала на последней странице сборника «Люди нашего царя».

[/su_spoiler]

[su_spoiler title=”Текст Л. Улицкой «Счастливый случай»” style=”fancy” icon=”chevron-circle”]

Как только начинало припекать и подсыхала грязь, желтая и худая Халима, повязанная по самые брови шелковым линялым платком, начинала просушивать постель. Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла, коврики, перины такой огромной разноцветной кучей, что непонятно было, как все это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с бритоголовым мужем Ахметом и множеством разновозрастных детей.

Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже дощатого двухэтажного дома.

Пока одеяла и подушки грелись на солнце, отдавая накопленную за зиму подвальную сырость, вреднющая старуха Клюквина, высунувшись в окно между цветочными горшками, добросовестно и монотонно бранила Халиму.

– Колюня, Колюня, подь сюда! – приказала она своему шкодливому внуку Кольке. – А ну-ка, скинь все!

Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.

Халима сердилась, нет ли – понять было нельзя. Она была молчалива и терпелива. Она подобрала вещи, сложила на раскладушки и посадила рядом дочку Розку – стеречь.

Халимины выставленные раскладушки обычно служили сигналом – женщины вывешивали на бельевых веревках, натянутых между липами, зимние пальто и одеяла, а на изгородях рассаживались, как огромные разноцветные кошки, толстые подушки. По коврам и половикам хлопали палками, выстреливая облачками уютной домашней пыли.

Старуха Клюквина все стояла у окна и поругивалась. Потом в голову ей пришло, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку. Нести во двор она не хотела – а ну как украдут? – и решила проветрить ее на чердаке.

Она позвала Кольку, велев ему оттащить на чердак «шубу», как она уважительно называла свою жакетку, и, снявши в сенцах ключ с гвоздя, стала подниматься вслед за Колькой на чердак.

Просторная деревянная лестница вела на второй этаж, а там она суживалась, делала резкий поворот и останавливалась у низкой дверки.

Старуха Клюквина отомкнула висячий замок, и они вошли в огромное, уже нагретое ранним солнцем помещение. Скаты крыши были неровными, посреди чердака крыша горбилась и уходила вверх, а в одной из скошенных стен зияло большое двустворчатое окно, через которое падал на чердак полосатый поток зыбкого и мутного света.

Колюня уже бывал здесь – и каждый раз восхищенно замирал перед кучами хлама, жадно разглядывая причудливые очертания, образованные самоварной трубой, рогатой вешалкой, вставшим на дыбы сундуком и лежащим на боку шкафом, покрытым нежной попоной пыли.

Колька ткнулся было туда, но бабка, повесив жакетку на бельевую веревку, потянула его к выходу. Она замкнула низкую дверь и, переваливаясь на пухлых ногах, стала тяжело спускаться по деревянной лестнице. Колюня шел следом, мучительно соображая, как бы стащить у нее ключ и забраться одному на чердак. Но ключи она несла в руке, а руку опустила в карман передника.

Колюня вышел во двор и задумчиво посмотрел на крышу. Окно на чердаке было приоткрыто; раздвоенный ствол большой липы направлялся было в сторону окна, но потом сворачивал, так что залезть с него на крышу было никак нельзя. Трехэтажный дом, кирпичный, более поздней постройки, стоял впритык к их хлипкому деревянному, стены лепились друг к другу, но крыша трехэтажки, этого небоскреба их квартала, метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома.

«Если выход на чердак в трехэтажке открыт, можно рискнуть», – решил Колюня.

Одним махом он взлетел на третий этаж. Две двери вели в квартиры, а между ними была еще одна, поплоше, чердачная. Она оказалась запертой. Но Колькина хитроумная голова работала – и он пошел просить ключ от чердака к дворничихиному Витьке. Он ловко наврал ему, что на крышу упал мяч, и не какой-нибудь, а известный во всех дворах района Шуркин кожаный мяч, и что никто из ребят не знает, куда его занесло, а он, Колька, лично видел, как мяч залетел на крышу. И если Витька поможет ему достать ключ от чердачной двери, то они вдвоем будут навеки владельцами Шуркиного мяча!

У Витьки загорелись глаза, и он пообещал немедленно поспособствовать. Добыть ключи Витьке не стоило никакого труда: мать, похрапывая, спала на узкой коечке за печкой, а ключи горкой лежали посреди стола.

Через три минуты оба они стояли у чердачной двери, примеривая к замку ключи. Вышедший из соседней двери старик Конюхов подозрительно посмотрел на них и спросил, что это они тут делают. Витька замялся, а Колюнька приветливо и лживо сказал:

– А тетя Настя велела метлы принести, тут они стоят…

– А-а-а, – удовлетворенно протянул Конюхов и, громыхая палкой, пошел вниз по лестнице.

Дверь наконец открылась. Этот плоский чердак не представлял для Кольки никакого интереса. Пахло мышами, стояли старая перевернутая кровать и детская ванночка…

«То ли дело наш…» – мелькнуло у Колюни. И он представил себе, как заберется в самую середину огромной кучи, как загудит самоварная труба и как здорово он там заживет…

Через слуховое окошко они вылезли на крышу. Давно не крашенная плоская крыша, ничем не огороженная, а лишь заканчивающаяся узким отворотом ржавого железа, гулко громыхала под ногами. Вниз смотреть было страшно.

– Нет мяча-то, – прошептал Витька, – где он, твой мяч, а?

А сам зачарованно уставился вниз. Земля круглилась внизу, и было здорово заметно с такой высоты, до чего же она круглая, до чего большая. С одной стороны шли все маленькие дома, и горизонт был как бы открыт, и дома не кончались, а только сливались в серо-зеленой дымке. Самые высокие липы были ниже их. Настоящей листвы еще не было, только легкая прозелень на ветках, и между ними был виден двор, и соседский двор, и кусок улицы с дрожащим трамваем. Каланча казалась близкой и словно уменьшившейся в размере, так же как широкое тело Пименовской церкви.

– Какой мяч? – переспросил Колька, далеко в мыслях отошедший от своей хитрой выдумки. – А, мяч… Да, видно, вон туда скатился, – сказал Колюня и целеустремленно пошел к краю крыши, нависающему над двухэтажкой.

– Ты посиди пока, я слазию на двухэтажку может, там мяч-то, – сказал одержимый своим чердаком Колюня, уже свесив ноги и уцепившись за край крыши. Он разжал пальцы и ловко приземлился на крышу двухэтажки. Крыша эта была горбом, идти по ней было неудобно. Он подошел к растворенному чердачному окну и, держась за приоткрытую раму, глянул вниз.

Он увидел задний двор, большой голый дуб, лишайники сараев, Шуркину голубятню, блестящий, всем двором обожаемый «опель кадет» дяди Димы Орлова… Он присел на корточки – ему хотелось увидеть и то, что было закрыто от его зрения: раскладушку с разноцветными перинами, песочницу, маленьких Нинку и Валерку, только что игравших в песке, доминошный стол…

Старуха Клюквина, позвякивая ключом от чердака, все не могла успокоиться.

– Ишь, выложила свое тряпье под самый нос, – ворчала она.

Потом встала, взяла совок, выгребла из печки немного золы и подошла к окну. Халима как раз отвернулась, а старуха ловким, даже каким-то спортивным движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку и, как маленькая девочка, с хитрым видом спряталась за занавеску – наблюдать за Халимой. Но та вытирала носы двум своим меньшим сыновьям и все не оборачивалась.

И вдруг странная фигура мелькнула прямо перед глазами Клюквиной. Черная, небольшая, она камнем упала сверху, прямо в середину Халиминого тряпья, и раскладушка, хрюкнув, развалилась. Над бледным Колькой стояла Халима. Она взглянула в его лицо, увидела тоненькую струйку крови, вытекающую изо рта, и схватила его на руки.

– Живой? Живой ты? Руки, ноги целые? – И забормотала что-то по-татарски, радостно прижимая к себе этого шкодливого, хитрого, никем во дворе не любимого мальчишку.

И еще не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала на своих ватных ногах к раскладушке и кричала:

– Он, бес! Не парень, бес! И откуда же это он сверзился?

Кольку, живого и невредимого, но с прокушенным языком, вечером выпороли.

На другой день вредная старуха Клюквина, держа за руку Колюню, торжественно отнесла в подвал Халиме покрытый от мух полотенцем большой пирог с вареньем. Все соседи видели, как Клюквина поклонилась Халиме и сказала громким скандальным голосом:

– Прости меня, Халима. Кушайте на здоровье.

А Халима стояла в дверях, высокая, похожая одновременно на худую лошадь и на пантеру в линялом платке, удивительно красивая.

[/su_spoiler]

Материал взят: Ермолаева Ж.Е. Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей, М., 2014. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *