Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей

Чтение является основой формирования речемыслительной деятельности слушателей, изучающих русский язык как иностранный. Правильно подобранные тексты для чтения — залог того, что слушатели освоят нормативный аспект речи и включаться в культурный диалог.

Использование художественных текстов на занятии и при самостоятельной подготовке студентов способствует расширению и углублению знаний о русской культуре, дает возможность проверить навыки ведения активного диалога и возможность осуществить активную перестройку собственной речи.

Тема: «Формы речевого общения»

Задание 1. Составьте словосочетания из данных прилагательных и существительных.

Исключительный (явление, случай, право), общественное (мнение, работа, организация, защитник), маленькая (записочка, карман, случай), строгие (родители, поведение, рамки), порядочный (человек, сроки, люди).

Задание 2. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Зиночка». Приготовьтесь выполнить задания после текста.  

Рассказ «Зиночка»

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Закончите данные предложения, используя материал текста:

  1. Зиночка была красивой молодой девушкой, которая……
  2. Зиночка боялась, что моя мать узнает…..
  3. Быть мужчиной – это значит…..
  4. Зиночка была доброй и милой, потому что…..
  5. Когда Зиночка стала женой моего брата Саша, то она…..

Упражнение 2. Ответьте на вопросы:

  1. Почему рассказ называется «Зиночка»?
  2. Как относится автор к Зиночке?
  3. Как вы думаете, почему все-таки Петя рассказал матери, как целовались брат с Зиночкой?
  4. Как вы понимаете русскую пословицу «От любви до ненависти один шаг»?

Упражнение 3. Скажите, как вы понимаете словосочетания: «бросить взгляд», «ходить вверх ногами».

Упражнение 4. Перескажите текст. Что изменилось, когда вы переводили письменный текст в устный?

Тема: «Разновидности речевого общения»

Задание 1. Прочитайте данные ниже фрагменты диалогов и проанализируйте их. Восстановите и опишите ситуации, в которых они могут быть использованы. Перечислите и охарактеризуйте их участников.

  1. – Принимайте таблетки четыре раза в день, пейте тёплое молоко с мёдом, соблюдайте постельный режим, не курите и не переутомляйтесь.
  2. – Граждане пассажиры! Не стойте у дверей, проходите по салону. Своевременно оплачивайте за проезд. У кого нет проездных билетов и талонов, обращайтесь к водителю.
  3. – Алёша, без меня слушайся бабушку. Не бегай целыми днями по улицам, тепло одевайся, не ходи без шапки, хорошо ешь.
  4. – Каждый день много читайте, слушайте аудиоматериалы, учите новые слова и старайтесь как можно больше говорить.
  5. – Лена, на этой неделе обязательно сходи в художественный музей. Я очень тебе советую. Только поторопись, потому что выставку через неделю закроют и картины увезут.

Задание 2. Восстановите начальные реплики диалогов на основе данных ниже ответных реплик.

  1. – … – Я советую тебе поехать в Крым. Там прекрасные санатории, дома отдыха, море, горы, фрукты. Думаю, что там ты сможешь прекрасно отдохнуть.
  2. – … – Мне трудно тебе что-либо посоветовать. Это не моя специальность.
  3. – … – Поезжай ночным поездом. Утром ты уже будешь в Москве. По-моему, это очень удобно и рационально (выгодно).
  4. – … – Что здесь советовать? Конечно, соглашайся. В Москве ты прекрасно проведёшь время.
  5. – … – Конечно, принимать решение ты должен сам. Но, по-моему, этого не стоит делать.

Задание 3. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Ушла». Ответьте на вопросы после текста.

Рассказ «Ушла»

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Закончите предложения, используя материал текста:

  1. Трамб – подлец и вор, потому что…
  2. А если бы ты сейчас узнала, что твой муж негодяй, чтобы ты сделала?….
  3. Муж приподнялся, подпер голову кулаками и….
  4. Я еще почище твоего Трамба, потому что….

Упражнение 2. Ответьте на вопросы:

  1. Как описывается «счастье» супругов в начале рассказа? Что было причиной их счастья?
  2. Какой разговор возникает между супругами? Чем возмущается жена? Каково ее отношение к Трамбу и людям подобного типа?
  3. Какова реакция мужа на слова жены? Что он говорит о себе и о ней?
  4. Чем кончается рассказ?
  5. О какой проблеме говорит Чехов в своем маленьком рассказе?
  6. Что можно сказать об образе жизни, морали, отношении к службе героя рассказа и его жены?

Упражнение 3. Как обыгрывает Чехов слово «ушла» в своем рассказе? (в заглавии, в словах жены, в конце рассказа)? Носил бы рассказ ярко выраженный юмористический характер, если бы в нем не было последних трех слов после многоточия?

Упражнение 4. Перескажите рассказ от 3 лица.

Тема: «Функционально-смысловые типы речи»

Задание 1. Замените данные ниже простые предложения сложными, употребляя при глаголах движения инфинитивную конструкцию с союзом чтобы.

Образец: Завтра я уезжаю в Москву и пришел к вам проститься. – Завтра я уезжаю в Москву и пришел к вам, чтобы проститься.

Мы зашли в магазин посмотреть новые книги. 2. Максим поехал к сестре поздравить ее с днем рождения. 3. Я зашел в университет узнать расписание экзаменов. 4. Мы зашли к товарищу узнать, как он себя чувствует. 5. Я пришел сообщить вам о собрании. 6. Александр пришел к Наташе познакомиться с ее семьей. 7. Я зашел к товарищу передать ему записку. 8. Я пришел к вам поговорить о дипломной работе. 9. Мы пришли в больницу навестить больного товарища.

Задание 2. Объясните значения данных ниже слов.

Образец: Учитель – человек, который учит детей в школе.

Писатель, строитель, водитель, экономист, журналист, скрипач, пианист, актер, режиссер, дирижер, шахтер, фермер, бухгалтер, боксер, банкир, кассир, библиотекарь, переводчик, летчик, компьютерщик, политик, математик, физик, биолог, психолог, архитектор, скульптор, реформатор, музыкант, лаборант, консультант.

Задание 3. Ниже дана таблица, иллюстрирующая различия в образовании и употреблении активных и пассивных конструкции в русском языке. Дополните таблицу своими примерами.

Актив Пассив
Сегодня лекцию читает известный

ученый.

Сегодня лекцию прочитал известный ученый.

Сегодня лекция читается известным ученым.

Сегодня лекция прочитана известным ученым.

Проблему решают.

Проблему решили.

Долгое время считалось, что

Солнце вращается вокруг Земли.

Давно доказано, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ученые должны изучить эту проблему

Необходимо (нужно, надо, следует) решить эту проблему.

В лекциях преподаватель использует большой фактический материал.
Письменные работы по русскому языку всегда проверяются преподавателями
Программа выполняется.

Задание 4. Прочитайте текст «Человек, общество, государство». Определите значение незнакомых слов по словарю. Выполните задание после текста.

Текст Человек. Общество. Государство.

Послетекстовые задания

Упражнение 1. Изложите взгляды Джона Локка и Шарля Луи Монтескье, пользуясь материалом текста и представленными в данной ниже таблице логико-синтаксическими схемами.

Для изложения взглядов

Дж. Локка

Для изложения взглядов

Ш.Л. Монтескье

В своем труде Дж. Локк сформулировал ряд положений…

Он утверждал, что…

По мнению Дж. Локка, граница государственной власти …

По утверждению Дж. Локка, высшим

судьей …

Ш.Л. Монтескье утверждает, что…

По мнению Ш.Л. Монтескье, деспотизм …

Исходя из взглядов Ш.Л. Монтескье,

свобода есть … , а политическая свобода заключается …

Однако, эта безопасность, по мнению ученого, обеспечивается …


Упражнение 2.
Изложите ход мыслей автора текста «Человек, общество, государство», пользуясь данным ниже вопросным планом.

  1. В чем состоит основная задача политического деятеля?
  2. Почему в государстве должны существовать три вида власти?
  3. Почему законодательная власть в государстве должна принадлежать органу народного представительства?
  4. Почему исполнительная власть в государстве должна быть вручена одному лицу?
  5. В чем суть принципа разделения властей?

Упражнение 3. Дайте оценку взглядам автора текста, используя данные ниже предложения.

  1. Аргументы автора показались мне достаточно убедительными (недостаточно убедительными).
  2. В рассуждениях автора есть сильные (уязвимые, слабые) места.
  3. Наиболее убедительной (наименее убедительной), на мой взгляд, является мысль о том, что…
  4. В целом в рассуждениях автора много спорного.

Так же на занятиях можно использовать тексты не только классической русской литературы, но и тексты современной прозы. С большим удовольствием иностранные слушатели для самостоятельного чтения выбирают тексты Людмилы Улицкой, с которыми вы можете познакомить их, для начала, на занятии. В качестве примера, можно взять рассказы: «Священный мусор», «Счастливый случай».

Текст Л. Улицкой «Священный мусор»

Текст Л. Улицкой «Счастливый случай»

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал взят: Ермолаева Ж.Е. Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей, М., 2014. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *