Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент
Эксперт: в области русского языка, методики преподавания и коммуникации

Практика показывает, что большинство затруднений возникают в общении преподаватель-обучающийся, преподаватель-родитель,  на первой стадии взаимоотношений.

Почему?

  1. Преподаватель стремится предать общению с учеником определенную направленность.
  2. Отсутствие согласия с позицией преподавателя.
  3. Отсутствие взаимопонимания.
  4. Отсутствие доверия к преподавателю.

Прием «Зеркало».

В аудитории, в кабинете, в классе всегда висит зеркало. Если вам предстоит общаться на очень неприятную тему, то подойдите к нему, станьте спиной (или расположите зеркало в кабинете позади себя), так, чтобы обучающийся или родитель, немного отражались в нем.

Суть: многие собеседники будут вести себя вежливее, учтивее, спокойнее — ведь никому не хочется видеть себя злым и раздраженным.

Прием «Расположение»

Если вам необходимо серьезно поговорить с обучающимся о его поведении, или к вам на беседу пришли родители ученика, то старайтесь сесть не напротив собеседника, а рядом с ним.

Суть: слушатель, скорее всего, смягчится, не сможет высказать резкой критики. По крайней мере с той силой, с которой он бы это сделал, будучи на некотором расстоянии от вас.

Прием «Ты-Вы»

В конфликтных ситуация старайтесь избегать местоимений «ты-вы». Это чаще всего звучит как обвинение и вряд ли поможет.

Суть: попробуйте говорить «я считаю». Никто не станет оспаривать ваши чувства.

Прием «Цвет глаз»

Знакомясь с обучающимся, попробуйте рассмотреть цвет его глаз. И улыбнитесь. Знакомясь с обучающимися, внимательно обведите аудиторию взглядом, как бы пытаясь рассмотреть цвет глаз каждого. И улыбнитесь.

Суть: так вы задержите взгляд на несколько секунд дольше, тем самым  расположите к себе собеседника.

 

Прием «Золотые слова»

Золотые слова — это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств обучающегося.

Суть: самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе.

«Ты хорошо поработал над этим постером. Я не могу им налюбоваться! У меня бы фантазии не хватило!»

Прием «Имя собственное»

Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) обучающегося, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного.

Суть: когда же  человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя – символ личности), таким образом, вольно или невольно показывают внимание к его личности.

Прием «Порядок»

Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.

Прием «Разрыв шаблона»

Вы вводите в ситуацию неуместное замечание. Оно дает человеку возможность переключиться, а значит подумать, что вариантов решение задачи несколько.

Суть: Хорошим средством прервать ход мысли собеседника — это неожиданно сказать ему: «Вот видите!» (или «Я же говорил!»).

Прием «Спасти лицо»

Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Можно сказать правду, обескуражить обучающегося. А можно, указав на недостаток, рассказать, как его можно исправить.

Суть: шире используйте поощрения.

«Это вовсе не так трудно, как кажется»!

 

 

Статьи по теме

Posted Under

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *