Пример использования русских народных сказок на уроках РКИ

преподаватель кафедры русского и белорусского языков Гродненского государственного медицинского университета (г. Гродно, Республика Беларусь)
Эксперт: в области языкознания, методики преподавания русского языка как иностранного

Иностранные студенты не только изучают русский язык, используют русский язык для получения образования, но и проживают в чуждой им культурной среде, к которой необходимо адаптироваться.

Владеть языком, невербальными формами общения, ориентироваться в фактах и явлениях чужой культуры, выстраивать общение в соответствии с нормами и правилами поведения другой культуры – вот необходимые умения, обеспечивающие успешное профессиональное и личностное общение иностранного учащегося в условиях чужой культуры.

Наличие межкультурной компетенции позволяет студентам, с одной стороны, адекватно оценивать явления и ситуации иной культуры, с другой – ориентироваться в них, выбирать верную линию поведения.

Следует обратить внимание, что, даже изучив язык, иностранец не овладеет межкультурной компетенцией, потому что знание языка не гарантирует понимания поступков, мотивов, реакций представителей иной культуры. Для этого необходимо иметь представление о ценностях другой культуры, о национальном характере.

По нашему мнению, народные песни, сказки, пословицы и поговорки – вот то, что наиболее полно отражает представление о мире каждого народа, несет в себе определение таких важных для каждого народа понятий, как добро и зло, счастье, честь, гостеприимство и т.д.

На начальном этапе обучения

Материал: русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь» и т.д.

Этапы работы со сказкой на примере русской народной сказки «Репка»

Для того чтобы снять трудности в восприятии текста, мы предлагаем провести предтекстовую работу, включающую в себя ряд заданий.

Задание 1. Расскажите, каких членов семьи вы знаете. Объясните предложенные слова по образцу.

Образец: Дедушка – это отец папы или мамы

Слова: Бабушка, внук, внучка, племянник, племянница, тетя, дядя.

Задание 2. Объясните, чем различаются данные слова:
Дверь – дверка; дочь – дочка; ночь – ночка; спортсмен – спортсменка; репа – репка; мышь – мышка; голова – головка; артист – артистка; нога– ножка; теннисист – теннисистка.

В зависимости от значения, которое добавляет словам суффикс -к-, распределите их по группам.

Задание 3. Прочитайте предложения, данные в правом столбце. Из левого столбца подберите слова, близкие по значению.

Задание 4. Прочитайте глаголы. Выделите приставки. Объясните, как вы понимаете значение этих глаголов.

Тянуть – вытянуть, потянуть, перетянуть.

Задание 5. Соедините близкие по значению единицы.

Задание 6. Скажите, как вы понимаете следующие слова.
Большой-пребольшой, красивый-прекрасивый, добрый-предобрый, холодный-прехолодный. Опишите понравившийся вам дом (девушку, машину, город, зиму и т.д.), используя удвоение слова.

Предложенные предтекстовые задания помогают активизировать ранее полученный лексико-грамматический материал, позволяют обогатить знания учащихся значением уменьшительных суффиксов, предлогов, фразеологизмов.

Далее учащимся предлагается для прочтения текст сказки «Репка», после которого следует ряд вопросов, цель которых – проверить понимание содержания сказки.

Задание 7. Ответьте на вопросы.

1) Кто посадил репку?
2) Какая выросла репка?
3) Кто пошел рвать репку?
4) Почему дедка позвал бабку?
5) Кто помогал дедке рвать репку?
6) Кто вытянул репку?
7) Кто такая Жучка?
8) Кого позвала кошка?

Задание 8. Объясните, как вы понимаете следующее предложение
«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку»

Следующим этапом работы является просмотр одноименного мультфильма.

Помимо развлекательного характера, «видеофильмы являются источником ценных сведений не только о культуре поведения носителей языка в повседневной жизни, которая может в некоторых аспектах значительно отличаться от родной культуры поведения, но и дает лингвострановедческие и культурологические сведения стране изучаемого языка, знакомит студентов с новой для него картиной мира».

В данном случае в мультфильме даются сведения о трудовой жизни крестьянина. Поэтому следует познакомить студентов с некоторыми словосочетаниями: работать на земле, работать в огороде, копать землю, сажать, колоть дрова. А следом, перед просмотром мультфильма, студентам предлагается следующее задание: «Расскажите, что делали герои».

Во время просмотра мультфильма у студентов не должно возникнуть проблем с восприятием содержания, так как оно знакомо им после прочтения сказки.

Гораздо большее значение имеет понимание мотивов поведения героев. Поэтому мы рекомендуем адресовать учащимся следующие вопросы:

1. С какой проблемой столкнулись герои?
2. Как герои ведут себя после того, как они понимают, что не могут решить проблему самостоятельно?
3. Почему именно так поступают герои?
4. Какие в обычной жизни отношения между кошкой и собакой? Между кошкой и мышью?
5. Почему герои просят о помощи тех, с кем враждуют?
6. Как герои ведут себя, когда их просят о помощи?

Мы предлагаем оценить поведение героев и каждого учащегося следующим образом:

Благодаря обсуждению предложенных вопросов иностранцы определяют компонент в картине мира русских – русскую соборность – «слияние индивидуального и социального». Для адекватного понимания мотивов поведения русского человека необходимо понять, что для русского человека нет противопоставления понятий «личное» и «общественное». Готовность к общему делу, взаимопомощь, работа в интересах общины – это вековые традиции, которые нашли отражение в русских пословицах и поговорках. Поэтому для лучшего понимания этого качества русского человека можно предложить учащимся проанализировать русские пословицы и поговорки.

Вместе и беда легче переносится.
Берись дружно – не будет грузно.
Одна ласточка весны не делает.
Одной рукой и узла не завяжешь.
С миру по нитке – голому рубаха.
Один в поле не воин.

Несомненно, необходимо предложить учащимся подобрать пословицы или сказки своего народа о труде и взаимопомощи.

Таким образом, благодаря работе со сказками учащиеся могут не только познакомиться с укладом жизни русского человека, особенностями взаимоотношений, но и понять мотивы поведения, сопоставить их с картиной мира своего народа. А значит, правильно организованная работа со сказкой способствует решению проблем межкультурной коммуникации.

 

 

Статьи по теме

Posted Under

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *