Применяем инфографику на уроках русского как иностранного

Aвтор материала: Юлия Амлинская -
Директор онлайн-школы иностранных языков Language Life. Основатель международной онлайн-школы русского языка Russificate. Автор блога, посвящённого изучению русского языка как иностранного Russificate, автор статей по русскому языку для сайта Russia Beyond the Headlines, а также тестов и упражнений для сайта. Автор ряда пособий по преподаванию РКИ. Руководитель популярного сообщества в Facebook "Преподаватели РКИ". Ведущая вебинаров и курсов для преподавателей РКИ и иностранного языка.
Эксперт: в области преподавания русского как иностранного и предпринимательства (образовательные проекты)

В последние годы инфографика становится популярной среди преподавателей иностранных языков.

Педагоги отмечают, что, зачастую, информация, представленная в виде инфографики, усваивается студентами быстрее, чем при чтении обычного текста, ввиду ее четкой организации, ограниченного объема, визуализации деталей и привлекательности подачи в целом.
Без сомнения, инфографика может быть эффективно использована и на уроках русского языка как иностранного.

В коллекции современного преподавателя обязательно должна присутствовать коллекция инфографики, разделенной по разным лексико-грамматическим и лингвострановедческим темам.

Например: «Питание», «Одежда», «Семья», «Животные», «Работа и карьера», «Новый год в России», «Глаголы движения», «Причастия» и т.д.

Возможности

  • инфографика должна быть связана с основной темой урока, дополняя ее;
  • с ее помощью можно закрепляться новый материал;
  • чтение и разбор инфографики можно давать студентам и в качестве домашнего задания;

Отметим также, что одним из преимуществ инфографики является то, что она может быть подобрана для студентов практически любого уровня – от A2 до C2. Однако целесообразно начинать использовать инфографику на уровне B1, потому что именно на этой ступени становится возможным ее активное обсуждение с товарищами по группе и преподавателем.

  • помимо этого, лингвострановедческий материал присутствует во многих примерах инфографики в связи с тем, что она обычно создается для российских граждан и посвящена вопросам, интересующим именно их, что, безусловно, повышает ценность такого материала для студентов-иностранцев.

Источники инфографики

Коллекция инфографики с тематическим каталогом с сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Коллекция инфографики агенства «РИА Новости», в том числе большая коллекция интерактивной инфографики

Коллекция инфографики электронной версии газеты «Аргументы и факты»

Коллекция инфографики на портале «История России»

Коллекция инфографики экономического и политического характера, для студентов высокого уровня владения языком.

Как применять на занятиях?

Разработка система упражнений по работе с конкретной инфографикой зависит от:

  1. темы урока,
  2. от его формата (индивидуальные уроки или уроки в группе),
  3. от интересов и уровня студентов.

Приведем примерный план работы с инфографикой для студентов разных уровней владения языком.

Уровень А2

Тема: “Летний отдых россиян в 2017 году”

Данную инфографику хорошо использовать со студентами после их отпусков или летних каникул, когда они приходят на первый урок.

Отрабатываем: употребление Предложного падежа и глаголов движения. При этом варианты использования Предложного падежа довольно разнообразны: и единственное, и множественное число, и прилагательные, и существительные, и даже исключения.

Примеры заданий:

  1. Можно спросить, где они отдыхали, куда ездили в отпуска, а затем попросить их в группах подумать, где же чаще всего отдыхают россияне, по их мнению.
  2. Можно даже попросить составить примерное процентное соотношение количества россиян, отдыхающих в разных местах.
  3. Затем студенты могут прочитать инфографику и сравнить её с их предположениями. Конечно, на уровне A2 у них ещё недостаточно языковых средств для анализа и обсуждения инфографики. Тем не менее, преподаватель может дать им определённые структуры, связанные с выражением эмоций или мнения, например: «Я удивлён (удивлена)», «Это странно», «Не могу поверить» и пр.
  4. Во время чтения инфографики студентами преподавателю нужно обязательно обратить их внимание на грамматическую  составляющую. Преподаватель может обработать инфографику,  удалив из неё окончания разных падежных форм, которые студентам нужно будет вписать.
  5. В качестве домашнего задания студенты могут поискать информацию о летнем отдыхе в их странах и составить похожую инфографику.

 

Уровень В1

Тема: “Традиции и обычаи”

Отметим, что в данной инфографике содержится важный страноведческий компонент, который начинает играть важную роль по мере повышения уровня языка студента. Здесь можно пойти по несколько иной схеме, так как уровень студентов высок, у преподавателя имеется больше «рычагов» для практики разных видов деятельности.

Примеры заданий:

  1. Представить студентам незаполненную инфографику, пропустив и цифры, и некоторые слова. У преподавателя в руках – заполненный вариант инфографики, который он читает не по порядку. Студенты должны заполнить пропуски в тексте. Это упражнение на аудирование и письмо.
  2. Может быть предложено лексико-грамматическое упражнение, совмещённое с «загадкой»: нужно раздать студентам инфографику с пропусками, сделав пропуски не только в словах, но и в цифрах инфографики, и предложить студентам заполнить инфографику, а потом сравнить в оригиналом. Затем студенты читают инфографику.
  3. Предлагаем студентам сравнить свадебное торжество в России и в их странах.
  4. В качестве финального задания можно организовать дебаты сторонников и противников брака с аргументами «за» и «против».

Уровень В2-С1

На уровнях B2-C1 можно поработать с разной инфографикой с сайта, посвящённого истории России.

Примеры заданий:

  1. Выбрать один из вариантов инфографики, связанной с памятниками (музеями) России и в классе сделать доклад об этой инфографике. К сожалению, некоторые студенты невнимательно слушают других, поэтому можно прибегнуть к такому приему: один студент делает доклад по выбранной им инфографике, а другие студенты записывают важную информацию. Затем они могут все вместе пересказать то, что услышали, использую синонимичную лексику, перефразируя. Каждый студент может добавлять по одной фразе.
  2. После докладов студентов можно разделить на две группы и устроить викторину по докладам: студенты составляют вопросы по своим докладам для другой группы.

Уровень С2

На уровне C2 можно использовать инфографику политического или экономического характера.

Преподавателю в данном случае важно обратить внимание на культуру речи студента, на ее богатство и разнообразие используемой лексики, в том числе официально-делового плана.

У преподавателя также есть возможность создать свою собственную инфографику по любой интересующей его и его студентов теме с помощью таких программ как Canva Infographic Maker, Piktochart, Venngage, Vizualize и Infogram. Читать подробнее

Данные программы также могут использоваться студентами для создания инфографики в качестве домашней работы.

Читать еще о технологии создания инфографики

Вывод:

Разные виды инфографики подойдут ученикам разных уровней владения языком, при этом педагог безусловно должен уметь разработать правильную систему заданий, чтобы уроки стали максимально полезными для студента. Для этого инфографика должна быть включена в общий лексико-грамматический контекст занятия. Визуализация материала, краткость подачи информации и лингвострановедческий аспект инфографики значительно повышают мотивацию студента, его «отдачу» на уроке, развивает его коммуникативные навыки.

 

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *