Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Для ученика содержание учебного материала остается непонятным, если он не владеет специальными приемами, позволяющими работать с информацией. В данном случае большую помощь могут оказать приемы технологии критического мышления.

Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Аббревиатура РАФТ расшифровывается в следующей таблице:

 

  • Данный прием хорошо отработать на уроках применения знаний и повторения материала. Так как данный прием предполагает наличие глубоких знаний по заданной теме.
  • Направлен на способность рассматривать тему с разных точек зрения; активизацию навыков письменной речи.

Этапы подготовки урока:

I этап – выбрать интересную тему. 
Пример: “Интонирование текста” (Риторика), “Стили речи” (Русский язык), “Афанасий Фет. Лирика” (Литература-10 класс).

II этап – знакомим обучающихся с табличкой РАФТ

III этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, то есть социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).

IV этап – Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).

V этап – Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).

VI этап – Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, то есть главные идеи, которые будут затронуты в них.

VII –  Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов.

При этом нужно объяснить им, что важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.

Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам.

VIII – Работа учащихся с текстами, параграфами, источниками, дополнительными материалами, фильмами, художественными тестами. 
IX – По завершении этого задания предлагаем в малых группах самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты и зачитать их.

Учитель слушает и вместе с учениками обсуждает: достигнута ли цель урока. Делаем выводы.

Так же Этап создания текста можно отдать на Домашнюю самостоятельную работу.

Данный метод можно применять и в начальной школе на уроках Литературного чтения.

Например, на занятии по теме: “Люблю природу русскую”, обращаясь к лирическим стихотворениям С.Есенина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, предложить ученикам придумать себе образ и прочитать стихотворение в конкретном образе, конкретному персонажу, с определенной интонацией.

Стихотворение “Береза” Сергея Есенина .

Роли: поэт, знаток творчества Есенина, поклонник

Аудитория: посетители музея Сергея Есенина, жюри конкурса чтецов, мама

Форма: стихотворение.

Тема: “Береза” Сергея Есенина.

Ученики в течение 7 минут практикуются в выразительном чтении, интонировании и логическом ударении, а потом выступают перед той аудиторией и в той роли, которую репетировали. Остальные слушатели угадывают роль чтеца и его аудиторию. Задают вопросы.

Вопросы удобно формировать с помощью Кубиков Блума.

Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать  событиям.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *