Пение как один из приемов обучения русскому языку как иностранному

Песенный материал на занятиях по русскому языку как иностранному: для чего использовать? Как подобрать текстовый материал и грамотно организовать работу слушателей с песней.

В преподавании иностранного языка очень важно не вызвать отвращения к изучаемому языку и поддержать желание изучать его и дальше.

Для достижения положительного результата, особенно на начальном этапе, необходима предельная концентрация учебных часов, что представляет серьезную нагрузку для учащихся. Для того, чтобы минимизировать утомляемость, необходимо менять формы работы: это и аудиторные занятия, и выход в город, и просмотр видео, и т. п.

Существует множество приемов, методик, позволяющих увеличить эффективность занятий.

Одним из таких приемов является работа с песней.

Использование этого приема необходимо:

  1. песня стимулирует все каналы восприятия информации и удовлетворяет потребности всех типов обучающихся;
  2. песня может быть главной целью урока или только предлогом для совсем других заданий и целей, что даёт преподавателю неограниченное количество вариантов урока;
  3. песня выступает в качестве средства обучения лексике, грамматике, страноведению;
  4. песня побуждает обучающихся обсуждать какие-либо вопросы, проблемы.

Как организовать работу с песней?

У иностранцев есть любимые русские песни: «Катюша», «Подмосковные вечера», «Как упоительны в России вечера», «Старый клен», «Калинка», «Вернисаж», «Перемен» (В.Цой) и т.д.

Также можно использовать обрядовые песни: колядки, веснянка, масленичные песни, скороговорки, загадки.

Песню лучше взять не очень быструю, с достаточно прозрачным смыслом.

Итак, обозначим на примере песни «Старый клен» из к/ф. «Девчата» этапы работы с материалом.

  • Прослушиваем песню со слушателями. Можно  в исполнении замечательных актеров Люсьены Овчинниковой и Николая Погодина или запись Майи Кристалинской, колоритное звучание голоса Надежды Кадышевой, а можно предложить и современные интерпретации песни молодых исполнителей Марины Девятовой, Александра Рыбака и т. д.
  • Слушателям раздается текст песни.

Старый клен, старый клен,

Старый клен стучит в стекло,

Приглашая нас с друзьями на прогулку.

Отчего, отчего,

Отчего мне так светло?

Оттого, что ты идешь по переулку.

Снегопад, снегопад,

Снегопад давно прошел,

Словно в гости к нам весна опять вернулась.

Отчего, отчего,

Отчего так хорошо?

Оттого, что ты мне просто улыбнулась.

Погляди, погляди,

Погляди на небосвод,

Как сияет он безоблачно и чисто.

Отчего, отчего,

Отчего гармонь поет?

Оттого, что кто-то любит гармониста…

  • Организуется чтение текста  с обсуждением и выяснением лексического значения непонятных слов. Такую работу следует сопровождать слайдами, иллюстрирующими те или иные явления.
  • Можно использовать задания на подбор антонимов.

Например, рассмотрим словосочетание «старый клен».

Что значит слово старый применительно к клену? Какое это дерево? (подбираем синонимы).

Можно показать изображение старого дерева, а затем предложить посмотреть на картинку с молодым растением и попросить охарактеризовать его, побуждая слушателей назвать антоним «молодой» и синонимы к нему.

Так же можно обсудить пары светло — темно (подключая и переносные значения радостно — грустно), безоблачно — облачно, пасмурно.

Иллюстрации помогают выяснить значение и таких непонятных иностранцам слов, как гармонь и гармонист.

  • Здесь, кроме работы над лексикой, следует обратить внимание на словообразовательную модель.

Например,  предложить слушателям образовать по этому же принципу существительные со значением: «человек, играющий на инструменте, обозначенном в корне» от слов гитара, баян, аккордеон, флейта, саксофон, виолончель, обращая внимание на особенности слова пианист, а также на то, что слова скрипач, барабанщик образованы по иной модели.

  • После такого разбора путем опроса можно проверить, правильно ли понят текст.
  • Несколько раз следует прочитать слова песни, обращая внимание на произношение, затем можно попробовать спеть под фонограмму. Эта форма очень продуктивна, поскольку пение позволяет иностранцам произносить слова плавно, слитно в пределах синтагмы, так, как это делают русские.

Это особенно полезно для слушателей из юго-восточной Азии, что связано со спецификой их родных языков.

Тема — песня

Вообще сложно выделить задания, нацеленные на определенный раздел, поскольку параллельно прорабатывается и фонетика, и лексика, можно также подключать грамматику.

  • Отработать различные формы родительного и винительного падежей существительных, прилагательных и местоимений можно на  русской народной песни «Ой, мороз, мороз».

Ой, мороз, мороз, не морозь меня.

Не морозь меня, моего коня.

Не морозь меня, моего коня,

Моего коня белогривого.

Моего коня белогривого.

У меня жена, ох, ревнивая.

У меня жена, ох, красавица,

Ждет меня домой, ждет-печалится.

Как приду домой на закате дня,

Обниму жену, напою коня.

  • Отработать  образование глагольных форм прошедшего времени, глаголов совершенного вида и несовершенного вида можно, использовав песню «В лесу родилась елочка».

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.

Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»

Трусишка-зайка серенький
Под елочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,
А в дровнях — мужичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.

Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радостей
Детишкам принесла.

  • Песенный материал позволяет также знакомить обучающихся с русской культурой, с обычаями и т. д. Занятие, посвященное Новому году, можно провести в праздничной атмосфере знакомства слушателей  с историей празднования Нового года в России, начиная с эпохи Петра I (текст и презентация). если позволяет время и настроение, можно поводить хоровод, провести конкурсы.

Несомненно, подготовка таких занятий занимает много времени и сил преподавателя, но это всегда дает хорошие результаты. Песня способствует качественному усвоению материала. помогает создать доброжелательную обстановку на уроке, улучшает настроение аудитории.

Автор: Ковалых Елена Валерьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и РКИ

Псковского государственного университета.

e-mail: kovalyh@yandex.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *