Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»
- ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.);
- воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;
- видеть в персонаже «идеального себя».
Пример “сконструированной” истории
Молодой преподаватель Марина Сергеевна Дмитриева недавно защитила кандидатскую диссертацию и начала свой педагогический путь в одном из вузов. Первое занятие должно было состояться на факультете заочного обучения. Занятие практическое, контингент группы – люди взрослые, многие уже с высшим образованием.
Когда Марина Сергеевна вошла в аудиторию, то один из слушателей, сидевший на первой парте, достаточно громко сказал, обращаясь к присутствующим: «Все с ней понятно. Девочка какая-то. Что она может нам рассказать?» Молодая преподавательница расстроилась: и так волнуется, переживает, а тут еще такие фразы. Подавив в себе эмоции (реализована подсказка No1), Марина Сергеевна начала занятие: выдержала небольшую паузу, обвела взглядом аудиторию, представилась «по форме», начала проверку присутствующих на занятии, потом менее официально, дойдя до фамилии слушателя, столь неприятно высказавшегося в ее адрес, продолжила: «И да, товарищ слушатель, за девочку – большое спасибо. Я очень люблю комплименты, а вы, судя по всему, умеете их делать! Возраст вообще вещь исправимая, не так ли?» (реализованы подсказки No2, 3). Слушатель смутился, не найдя поддержки у аудитории. Ситуация была нейтрализована…но занятие еще не подошло к концу!
Обозначив цели и задачи курса, преподаватель раздала обучающимся задания, вызвав одного из слушателей к доске.
– Я не мальчик выходить к доске! Не хочу! – нагло заявил слушатель.
– Вы, наверное, очень боитесь? Тем хуже для вас… – ответила Марина Сергеевна. – Ваше поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос. Зачета все равно не избежать (реализована подсказки No 3, 4).
Нехотя и ворча, слушатель все же проследовал к доске. Педагогическая ситуация была решена.
После истории преподаватель разобрал со слушателями действия Марины Сергеевны и для закрепления материала раздал памятку с подсказками.
Памятка к рассказу.
Для того, чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, молодому преподавателю вуза целесообразно запомнить эти подсказки:
Подсказка No1.
«Нейтрализация эмоций». Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в конфликтной ситуации сдержать себя, ни в коем случае не переходите на крик и раздражение. Взрослая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку июмор преподавателя. Действия: не кривите рот, не закатывайте глаза –улыбнитесь аудитории.
Подсказка No2.
«Задержите реакцию». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес педагогу. Действия: выдержите паузу, поздоровайтесь, представьтесь, если видите аудиторию впервые, начните заполнять журнал, выслушайте доклад старосты группы или командира группы, проверьте присутствующих в аудитории.
Подсказка No3.
«Переключаем реакцию». Известно, что все то, что стало смешным, неуклюжим или ироничным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Действия: «Спасибо, ваши замечания весьма ценны для аудитории!», «Возможно, вы правы, только вот…», «Интересно, почему вы так думаете/так уверены в этом», «Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям!»
Подсказка No4.
«Показываем перспективу». «Разложите» суть ситуации для аудитории так, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь, предотвратить развитие ситуации в дальнейшем, показать последствия. Действия: «Вы стесняетесь?», «Вы не уверены в себе?», «В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит вас на возможность такого поведения?», «Многое зависит от того, как мы с вами будем работать», «Это ваше дело, вам же сдавать экзамен (зачет)».