Педагогический сторителлинг: учимся конструировать учебные задачи

Сторителлинг – педагогическая техника, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Важно правильно построить задачу и умело применить её на занятии!

Сториттеллинг – это не просто рассказывание историй, а рассказ истории с определенным сюжетом и задачами. Идея разобрать текст по частям, понять, как он устроен, а потом сконструировать свой, далеко не нова. Структурная лингвистика именно этим занимается уже почти полтора века (Ф. де Соссюр, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов).
В соответствии с целями и задачами выделяются виды сюжетов, в основу которых положен труд В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»

Описание: по сути, для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный прием – изобразить проблему в виде монстра, а потом жестоко с ним поквитаться. Этот сюжет часто используется в литературе, кино, бизнес — историях и рекламе.
Структура: Главный герой–Цель–Встреча с чудовищем–Чудовище опасней, чем герой ожидал–Борьба и победа над чудовищем–Достижение цели.
Особенности: замкнутое пространство; определенная атмосфера и условия; накал страстей, драматизм ситуации; использование помощников -друзей для борьбы с чудовищем.
Хорошо использовать: мотивация и наставничество.
48px-Alert При конструировании истории важно не забывать о том, что герой должен быть близок аудитории.
Например, слушатели могут :
  • ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.);
  • воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;
  • видеть в персонаже «идеального себя».
Так, обучающимся будет интересна история о молодом специалисте и проблемах, с которыми он сталкивается в повседневной практической деятельности (на собеседовании, работе и пр.).
Данный сюжет рекомендуется использовать при обучении будущих преподавателей/учителей в курсе «Педагогики», «Конфликтологии» на занятиях по разбору и решению педагогических ситуаций и задач.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300px Пример «сконструированной» истории

В начале занятия преподаватель рассказал слушателям историю, в которой молодой преподаватель вуза столкнулся с типичной педагогической ситуацией.

Молодой преподаватель Марина Сергеевна Дмитриева недавно защитила кандидатскую диссертацию и начала свой педагогический путь в одном из вузов. Первое занятие должно было состояться на факультете заочного обучения. Занятие практическое, контингент группы – люди взрослые, многие уже с высшим образованием.

Когда Марина Сергеевна вошла в аудиторию, то один из слушателей, сидевший на первой парте, достаточно громко сказал, обращаясь к присутствующим: «Все с ней понятно. Девочка какая-то. Что она может нам рассказать?» Молодая преподавательница расстроилась: и так волнуется, переживает, а тут еще такие фразы. Подавив в себе эмоции (реализована подсказка No1), Марина Сергеевна начала занятие: выдержала небольшую паузу, обвела взглядом аудиторию, представилась «по форме», начала проверку присутствующих на занятии, потом менее официально, дойдя до фамилии слушателя, столь неприятно высказавшегося в ее адрес, продолжила: «И да, товарищ слушатель, за девочку – большое спасибо. Я очень люблю комплименты, а вы, судя по всему, умеете их делать! Возраст вообще вещь исправимая, не так ли?» (реализованы подсказки No2, 3). Слушатель смутился, не найдя поддержки у аудитории. Ситуация была нейтрализована…но занятие еще не подошло к концу!

Обозначив цели и задачи курса, преподаватель раздала обучающимся задания, вызвав одного из слушателей к доске.

 — Я не мальчик выходить к доске! Не хочу! – нагло заявил слушатель.

— Вы, наверное, очень боитесь? Тем хуже для вас… – ответила Марина Сергеевна. — Ваше поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос. Зачета все равно не избежать (реализована подсказки No 3, 4).

Нехотя и ворча, слушатель все же проследовал к доске. Педагогическая ситуация была решена.

После истории преподаватель разобрал со слушателями действия Марины Сергеевны и для закрепления материала раздал памятку с подсказками.

Памятка к рассказу.

Для того, чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, молодому преподавателю вуза целесообразно запомнить эти подсказки:

Подсказка No1.

«Нейтрализация эмоций». Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в конфликтной ситуации сдержать себя, ни в коем случае не переходите на крик и раздражение. Взрослая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку июмор преподавателя. Действия: не кривите рот, не закатывайте глаза –улыбнитесь аудитории.

Подсказка No2.

«Задержите реакцию». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес педагогу. Действия: выдержите паузу, поздоровайтесь, представьтесь, если видите аудиторию впервые, начните заполнять журнал, выслушайте доклад старосты группы или командира группы, проверьте присутствующих в аудитории.

Подсказка No3.

«Переключаем реакцию». Известно, что все то, что стало смешным, неуклюжим или ироничным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Действия: «Спасибо, ваши замечания весьма ценны для аудитории!», «Возможно, вы правы, только вот…», «Интересно, почему вы так думаете/так уверены в этом», «Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям!»

Подсказка No4.

«Показываем перспективу». «Разложите» суть ситуации для аудитории так, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь, предотвратить развитие ситуации в дальнейшем, показать последствия. Действия: «Вы стесняетесь?», «Вы не уверены в себе?», «В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит вас на возможность такого поведения?», «Многое зависит от того, как мы с вами будем работать», «Это ваше дело, вам же сдавать экзамен (зачет)».

В этом примерехорошо выдерживается вся структура сюжета: главная героиня борется с монстром (невоспитанными, агрессивными студентами) и добивается успеха.
Кроме того, преподаватель удачно применяет в своей истории второе правило главного героя – «герой истории должен вызывать эмпатию (сопереживание, сочувствие) у аудитории». Добиться этого возможно, поместив героя в реально возможную для слушателей ситуацию. Студенты (будущие преподаватели), скорее всего, столкнутся с подобной проблемой в своей работе либо уже сталкивались (если курс читается для молодых педагогов с опытом работы менее 3 лет), поэтому они могут сказать: «Я знаю, что чувствует Марина Сергеевна. Я так ее понимаю» или «Я сделал бы то же самое в этой ситуации».
Таким образом, история становится ближе и понятнее аудитории.
Авторы: Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В.

One thought on “Педагогический сторителлинг: учимся конструировать учебные задачи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *