Педагогический сторителлинг: конструируем задания по химии в вузе

Педагогический сторителлинг можно применять не только при обучении гуманитарным предметам, но и естественно-научным. Например, в курсе «Общей и специальной химии» на практических занятиях при проведении работы над ошибками. Активное использование  мультимедийных технологий, позволит без труда использовать этот метод как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Дело в том, что в последнее время из процесса обучения почти полностью исчезло закрепление материала в виде «работы над ошибками». В результате опросов было выявлено, что обучающиеся различных уровней показывают отсутствие проработки после промежуточного контроля (контрольная работа, лабораторная работа),

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxВозврат к причинам полученного результата (работа над ошибками) и акцентирование внимания на слабых, неточных или неверных представлениях, расчетах, выводах включает в работу дополнительные ресурсы процесса запоминания, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося по установлению причинно-следственных связей между действиями и полученным результатом повышает вероятность дальнейшего недопущения подобных ошибок и правильного выбора решения.

Сюжет «Эффект бабочки»/ «День Сурка»

Структура: герой — цель — схема действий героя и возврат с исходной точке — результаты, в зависимости от действий героя — выбор правильной стратегии (усвоение уроков, исправление ошибок) — конечный позитивный вариант.

Описание: сюжет, который активно используется современным кинематографом. Показывает «что было бы, если бы …». Герой, чтобы добиться цели должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.

Особенности: повторяющаяся реальность; различные сценарии и результаты; положительный герой с определенными недостатками, которые ему предстоит преодолеть.

История одного курсанта, который допустил роковую ошибку

Для усиления эффекта от истории, текст был дополнен коротким видео «Взрыв магния в Сент-Луисе. США» (ДТВ. Техногенные катастрофы. Эфир от 17.03.2006.) и соответствующими изображениями.

История была разбита на слайды (для удобства восприятия), озвучивалась и комментировалась преподавателем. Курсанты, по ходу повествования, вовлекались в процесс обсуждения.

Слайд 1

«Безнадега»! крутилось в голове. Это слово как нельзя точно описывало ситуацию. Краткая емкая производная от его фамилии Надежин, странным образом прилипшая с первых дней самостоятельной службы. Так его прозвали подчиненные — взрослые, умудренные нелегким опытом «бывалые» люди. Они, видавшие виды профессионалы, сразу определили в нем выпускнике Академии — молодом лейтенанте спортсмена, недополучившего необходимого количества знаний для этой трудной работы. Каждый раз, заступая на дежурство, он стремился доказать этим строгим судьям, что они ошиблись, что он именно надежный, ну а знания и опыт дело наживное. И у него почти получилось, если бы не это утро…

Слайд 2 и Видео.

«Безнадега!», — думал он, глядя на непрекращающиеся взрывы разгулявшейся стихии, выбитые стекла зданий, искореженные обломки техники и отъезжающую скорую помощь. Отчаяние душило. Осознание того что случилось медленно приходило, не оставляя надежды на счастливую карьеру. А главное, что он скажет ИМ, тем кого отправил в это пекло, да и сможет ли вообще смотреть им в глаза.

Слайд 3

«Возгорание в промзоне, предположительно трейлер с магнием», вспомнилось сообщение по рации… — да разве можно было предположить, что банальный пожар на почти неработающем заводе закончится именно так.

Никто бы не смог … или все-таки смог… в голове обрывками всплывают какие-то фразы.. лица… «А…!!»,- и краска залила его до сих пор бледное лицо… ,

— Я же знал… мне объясняли… мы считали… так давно-давно… еще на первом курсе… тогда это казалось несущественной глупостью…»

Слайд 4

В памяти всплыл обрывок занятия. Строгая подполковник Ионова в который раз делая ему замечание, пытаясь привести его в чувства, произносит: «Эх, Надежин, одна надежда, что вам это в жизни действительно не пригодиться.»

Слайд 5 и видео обратного отсчета (1..2..3…4…5)

Свет. Притупленное чувство дежавю. Последняя парта.

Преподаватель подполковник ИОНОВА и курсант ЛОБАНОВ у доски. Задача из сборника задач по химии издательства АГПС МЧС.

Слайд 6

«Оцените возможность использования в качестве средства тушения пены на основе галогенозамещенного пенообразователя на примере четыреххлористого углерода для тушения щелочных металлов на примере натрия. Ответ обоснуйте. Приведите примеры какие средства тушения допустимы для тушения подобных веществ».

Решение задачи начинается с обсуждения последнего вопроса исходя из общешкольных знаний химии. Основываясь  на Ваших школьных знаниях предмета, и представлениях о классификации и назначении средств тушения, предположите и обоснуйте.

Слайд 7 и обсуждение

«ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ ТУШИТЬ ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ?»      

Слайд 8

— Водой! — курсант Лобанов.

— Почему? Обоснуйте! — Ионова.

— Ее много, она дешевая, текучая, с высокой теплоемкостью, ее легко подавать на большие расстояния, и еще — вы же сами нам рассказывали она работает по трем направлениям – ОХЛАЖДЕНИЕ-РАЗБАВЛЕНИЕ-ИЗОЛЯЦИЯ, то есть хороша со всех точек зрения.

— С точки зрения достоинств воды, как  средства тушения — вы абсолютно правы, НО

Слайд 9 и обсуждение

Выбирая способ тушения каким принципом мы руководствуемся в первую очередь!?

Слайд 10 и обсуждение

— Безопасностью! – ответ с первой парты.

— Правильно!

— А что мы подразумеваем под безопасностью в данной ситуации?

Слайд 11

Первое правило при выборе безопасного средства  тушения — оно не должно вступать в химическое взаимодействие с тем что мы тушим. Согласно расчету щелочные и щелочноземельные металлы реагируют с водой и с пенообразователем на основе четыреххлористого углерода достаточно бурно, с выделением большого количества тепла, что может привести к взрыву.

Вывод: ВОДОЙ и четыреххлористым ТУШИТЬ НЕЛЬЗЯ! Выбираем порошковые составы!

Слайд 12 и обратный отсчет…   1-2-3-4-5

Новая  хорошо отглаженная форма, взгляд полный достоинства.

— Командир, — звучит голос умудренного опытом старшего пожарного. — Ну ты молодец! Всех поставил на место, как ты их лихо остановил от подачи воды… пусть знают наших! МЫ, Надежинцы — от слова надежный!!!

48px-AlertПосле прочтения и обсуждения истории, преподаватель раздал студентам задачи, в которых так же были допущены ошибки, и попросил  к следующему занятию придумать собственные истории с похожим сюжетом: «А что будет если …».

История помогла курсантам не только отработать ошибку и закрепить правильный порядок действий, но и увидеть практическую пользу теоретических знаний. Задача из некой абстракции превратилась в реальную жизненную ситуацию. Видеоряд и изображения смогли усилить эмоциональный эффект.

Автор: Герасимова И.Н.

 

One thought on “Педагогический сторителлинг: конструируем задания по химии в вузе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *