«Педагогическая вертушка» на занятиях по педагогике в вузе

Стимулировать умение творческой переработки знаний — необходимая составляющая процесса учения в вузе. Как научить студентов находить необычные решения в сложных педагогических ситуациях? Используем методику «Педагогическая вертушка». 

Творчество — это создание на основе известного знания того, что еще не было известно, то есть нового. При этом надо учитывать, что новизна бывает двух видов:

1. объективная — когда открывается нечто принципиально новое, никому ранее неизвестное;

2. субъективная — когда субъект тоже делает открытие, но позже выясняется, что оно уже кем-то было сделано.

Студент не может сделать объективного открытия, зато субъективные он делает на каждом шагу. Смысл учения состоит в том, чтобы через опыт субъективных открытий прийти к возможности сделать какое-либо открытие и для других.

Согласно современным представлениям, творческий акт есть результат совместной работы обоих полушарий как сознания, так и подсознания одновременно. Поэтому все известные способы стимулирования творчества решают примерно одни и те же задачи: подключить к переработке накопленных знаний в левом полушарии правое полушарие, преодолеть инертность мышления, внести беспорядок в порядок.

Методика педагогическая вертушка

Для этого в работе со студентами можно использовать методику, заимствованную из Таллинской школ менеджмента, которую мы назвали  «Педагогическая вертушка». 

Цель: используя знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии, найти совместными усилиями выход из безвыходной педагогической ситуации.

Например, мальчик-подросток в школе почти не появляется, учится плохо. Время в основном проводит на улице. Имеет несколько приводов в полицию. Недавно с друзьями угнали машину, за что снова привлекается к ответственности. Мать и ругала, и упрашивала — ничего не помогает. Отец бьет, когда выпьет, но тоже безрезультатно. В школе, по словам классного руководителя, тоже принимали меры: обсуждали на педсовете, разговаривали с родителями, обращались в полицию — результат тот же. Единственный человек, с которым мальчик более-менее считается — это дедушка. Однако, побывав у деда в гостях, мальчик без спросу прихватил дедовскую раритетную зажигалку. Как быть?

После знакомства с проблемой участникам предлагается на добровольных началах объединиться в четыре «родные команды» по четыре человека в каждой. В ходе занятия эти команды будут конкурировать друг с другом, но внутри команды участники не конкуренты друг другу, а сотоварищи, хотя в плане личного первенства где-то, может быть, и конкуренты.

Организация пространства

В центре аудитории ставится четыре стола, за каждым из которых четыре места (стула). Столы и места пронумерованы. Командам предлагается сесть за отдельные столы, после чего им автоматически присваиваются номера тех столов, за которыми они сидят, а игрокам — личные номера от 1 до 16, согласно маршрутным листам, по которым они будут пересаживаться на четырех этапах.

Маршрутные листы

Маршрутные листы составлены таким образом, что за четыре этапа каждый игрок побывает за каждым столом, посидит на каждом из четырех мест и по одному разу встретиться с каждым из представителей других команд.

В течение 10-15 минут в командах идет выработка лучшего варианта решения проблемы, который члены команды буду защищать в дискуссии с представителями других команд в предстоящей игре. По истечении срока обсуждения, ведущий дает команду «Пересадка по первому этапу!» Дальше у членов «родной» команды будут разные маршруты и разные роли, но одна цель: «Отстоять свой вариант и заработать наибольшее количество очков для своей команды».

Распределение ролей

Игрок, сидящий за столом на первом месте, выполняет роль ведущего, остальные — «защитники». «Ведущий» предоставляет слово поочередно каждому из «защитников», разрешает задавать вопросы друг другу и приводить контрдоводы. Его задача: провести дискуссию так, чтобы каждый «защитник» имел возможность изложить и аргументировать свой вариант разрешения проблемы. Этап заканчивается подведением итогов.

Правила выставления оценок

По итогам дискуссии «ведущий» оценивает выступление «защитников», ранжируя предложенные ими варианты по степени оригинальности и практической приемлемости. Вариант, поставленный им на первое место, приносит автору 3 балла, за второе место «защитник » получает два балла, за третье — один. Полученные баллы выставляют в личные карточки кадому из участников дискуссии.

Личная карточка игрока

Со своей стороны «защитники», ознакомившись со списком типичных ошибок «ведущего», пишут номера ошибок (не менее 2 и не более трех), которые, по их мнению, допускал «ведущий», в его карточку в соответствующую строку.

Типичные ошибки в роли ведущего

  1. Шел на поводу.
  2. Много говорил сам.
  3. Был увлечен одним из вариантов.
  4. Не останавливал разговорившихся.
  5. Не пресекал демогогию, грубость, давление защитников друг на друга.
  6. Сам слабо разбирался в вопросе.
  7. Не вникал в суть предложенных вариантов.
  8. Не заботился о том, чтобы партнеры правильно поняли и оценили варианты друг друга.
  9. Обрывал, не давал договорить, показывал на часы.
  10. Не объяснил, почему выставил именно такие оценки.
  11. Не смог убедить в объективности выставления оценок.
  12. Вмешивался в оценку партнерами друг друга.
  13. Отвлекался, позволял себе быть рассеянным, дремал.
  14. Переигрывал, показывал свою внимательность, слишком часто кивал головой, поддакивал, охал и т.п.

Подведение итогов

При окончательном подведении итогов ошибки будут учитываться в виде штрафных очков. Если та или иная ошибка указана только одним из защитников, то при обработке результатов она не учитывается. Если ошибка встречается дважды, то она расценивается как вероятный недостаток, и ведущий наказывается одним штрафным очком. В случае, если на ошибку указывают три защитника, она считается явной и наказывается двумя штрафными очками.

Таким образом, «ведущий» в лучшем случае может получить ноль очков, а в худшем  — 6, если все защитники указали на одни и те же ошибки.

Кроме того, «защитники» оценивают друг друга: каждый сравнивает двух своих конкурентов и более сильному выставляет в карточку 2 балла, менее сильному — 1 балл. Не ведущий, не защитники никакими иными оценками, кроме указанных, не располагают. Никто из них не может выставить двум партнерам одинаковые оценки, хотя бы ему и казалось, что они выступали одинаково успешно. «Вертушка» — жесткая игра, в ней всегда кто-то получает предпочтение.

За всю игру каждый из участников в лучшем случае может набрать 21 балл, в худшем — 3, если и в роли ведущего он был максимально оштрафован, бывает и то, и другое. Команды, соответственно, могут набрать максимум 84 балла, минимум — 12, что практически не бывает никогда.

По окончании всех четырех этапов участники со своими карточками возвращаются в «родные» команды, после чего подводят личное и командное первенство. Победителям предоставляется возможность изложить перед аудиторией свою версию. Чаще всего это бывает лучший из вариантов решения проблемы.

Недостатки методики

В заключении укажем на некоторые из недостатков «Педагогической вертушки».

Ну, во-первых, участников «вертушки» не может быть меньше 16 — такова игровая ячейка. Участников может быть больше, то есть одна, две, три ячейки и т.д., но тогда их число должно быть кратным 16. Во-вторых, студенты игру не любят. По нашему наблюдению, их не устраивает необходимость ставить оценки друг другу: отдавать предпочтение одним и отказывать другим. Сами они этой причины никогда не называют. Не нравится, и все тут!

Итак, методы стимулирования творческой активности в группе не всегда приносят удовольствие, но всегда приносят результат.

 

Автор: Новожилова Алина Михайловна — кандидат филологических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *