Педагогическая риторика: тренируем полетность речи

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Если вы не говорите на большую аудиторию по несколько часов в день, если вы не применяете в работе микрофон, то скорее всего и понятия не имеет о том, что иногда бывает очень сложно и трудно говорить. Причин этому может быть много, начиная с природных (холод-жара),  и, заканчивая физиологическими (аденоиды, зажатость мускулатуры).

Чтобы эти проблемы не доставляли вам неудобства, старайтесь развивать полётность речи. Стоит не путать полётность речи и полётность голоса.

Полетность голоса – это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. В большой степени это имеет отношение к актёрам и преподавателям, у которых нет микрофона и им необходимо, чтобы голос как бы зависал в воздухе и доходил до самых последних рядов.

Полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием. Всё должно быть легко, а речь – литься как ручеёк.

Как же можно придать речи полётность?

Расслабьте по-максимуму речевой аппарат

Напрягите скулы, челюсть, нёбо, язык. Задержитесь в таком положении пару минут, затем расслабьтесь.
Заставьте губы на выдохе вибрировать. Это похоже на действие, которое иногда совершают лошади.
Сделайте упражнения на развитие подвижности губ.

Очистите связки
Выпейте слегка остывший кипяток. Не добавляйте кофе или чай, вам нужна только кипячёная вода.
Положите на кончик языка маленькую щепотку соли и подержите её немного во рту периодически сглатывая растворённую соль. Это очень хорошо и быстро приводит голос в норму. Все оперные певцы используют этот маленький секрет перед концертами.
Сделайте глубокий вдох, затем выставьте правую ногу вперёд, слегка согнитесь и резким движением рук к грудной клетке выпустите воздух с произнесением «ХА». Обратите внимание: это нужно сделать ОЧЕНЬ ГРОМКО.

Упражнение №1. 

Казалось бы, что еще можно придумать в технике речи: скороговорки, чистоговорки, дыхательные практики, монофоны. Оказывается, есть! На сегодняшний день полетность речи тренируют с помощью непонятных и невнятных звуковых сочетаний.
Например,
Мим-бр-ми, ним-бр-ми, рым-бр-мы, трым-бр-мы, хтым-бр-ми, Фтым-бр-лы, вдым-бр-лы ,стым-бр-ли, ждым-бр-ли, штым-бр-ли
Кигр-кигги, гигр-гикки Си-зр-ми, зи-зр-ли
Тытыры-тытты, дыдыры-дытты Чичири-чиччи, щичири-шиччи
Дапыдыбыры – дупыдыбыры Рфски-рфскэ-рфска-рфско-рфску–рфскэ
Шсквил-шсквэл-шсквал-шсквол-шсквул-шсквыл Бвди-бвдэ-бвда-бвдо-бвду-бвды
Двбди-двбдэ-двбда-двбдо-двбду-двбды Бимбирли-бэмбэрлэ-бамбарла-бомборло-бумбурлу-бымбырлы
Дрдрар-дрдряр, дрдрор-дрдрёр, дрдрур-дрдрюр, дрдрэр-дрдрер, дрдрыр-дрдрир
Ничего случайного в технике речи нет, и все эти непроизносимые сочетания взяты специалистами из живой речи.
Например, КСТСК: текст скороговорки.
Для отработки сложных сочетаний можно использовать произведения русской или зарубежной литературы.

Например, с помощью стихотворения  В. Хлебникова.

Бобэоби пелись губы…

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

***

Завод: ухвата челюсти, громадные, тяжелые,
Проносят медь, железо, олово;
Огня — ночного властелина — вой:
Клещи до пламени малиновые;
В котлах чугунных кипяток
Слюною кровавою клокочет;
Он дерево нечаянно зажег,
Оно шипит и вспыхнуть хочет!
Ухват руду хватает мнями
И мчится, увлекаемый ремнями.
И, неуклюжей сельской панны,
Громадной тушей великана
Руда уселась с края чана,
Чугун глотая из стакана!
Где печка с сумраком боролась,
Я слышал голос — ржаной, как колос:
«Ты не куй меня, мати,
К каменной палате!
Ты прикуй меня, мати,
К девичьей кровати!»
Он пел по-сельскому у горна,
Где все — рубаха даже — черно.
Зловещий молот пел набат,
Руда снует вперед-назад!
Всегда горбата, в черной гриве,
Плеснув огнем, чтоб быть красивой

Одним из лучших стихотворений для отработки полётности речи, по мнению специалистов, считается стихотворение Валерия Брюсова “Буря с берега” .

Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Показать полностью…
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Выпишите сложные сочетания на отдельный лист бумаги и произносите их вслух. А только потом читайте текст стихотворений целиком. 

Упражнение №2. Нужно прочитать стихотворение, меняя голос в зависимости от содержания.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.. (А.Фет)

***

По эхам городов проносят шумы
на шёпоте подошв и на громах колёс,
а люди и лошади – это только грумы,
следящие линии убегающих кос.
Проносят девоньки крохотные шумики.
Ящики гула пронесёт грузовоз.
Рысак прошуршит в сетчатой тунике.
Трамвай расплещет перекаты гроз.
Все на площадь сквозь туннели пассажей
плывут каналами перекрещенных дум,
где мордой перекошенный, размалёванный сажей
на царство базаров коронован шум. (В. Маяковский)

****

Дрогнув, брызнув звуком дружным,
С колокольчиком поддужным,
С голубицей голубец,
Бубенец и бубенец
К шее конской припадают,
Хмелем звончатым блистают,
Вылетают,
Западают,
Снова звонче, снова тают,
Сном рассыпчатым взрастают,
В сбруе звук и зрак колец,
И навзрыд-навзвон рыдают,
Из конца бегут в конец,
И навзвон-навзрыд хохочут,
Сердцу сердце вспевом прочут (…)

К. Бальмонт
Отрывок из стихотворения “Бубенцы”

Упражнение №3. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я. Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.

Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Упражнение №4. «Глашатай»: произнесите тексты из пьес “12 месяцев” ,  «Снегурочка» и из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, как бы созывая народ этим кличем.

  1. Первый Глашатай

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!

Второй Глашатай

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!

Первый Глашатай

Кто отрицать посмеет,
Что ласточка летит,
Что травка зеленеет
И солнышко блестит?

Второй Глашатай

В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветет!

Первый Глашатай. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!

Второй Глашатай. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски!

Первый Глашатай. Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!

Второй Глашатай. Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании!

Первый Глашатай. На подлинном собственной ее величества рукой начертано: “С Новым годом! С первым апреля!”

Звуки фанфар.

Второй Глашатай

Ручьи бегут в долину,
Зиме пришел конец.

Первый Глашатай

Подснежников корзину
Несите во дворец!

Второй Глашатай

Нарвите до рассвета
Подснежников простых.

Первый Глашатай

И вам дадут за это
Корзину золотых!

Первый и Второй (вместе)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!

Первый Глашатай (хлопая ладонью о ладонь). Брр!.. Холодно!..

***

Слушайте – послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!… С красного двора в новые сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить .

***

Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтоб никакой урод Не обманывал народ!
Удачи, коллеги!!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0