Осознанность: для чего и зачем?

Aвтор материала: Анна Окулова -
пишущий частнопрактикующий психолог, психотерапевт (гештальт-терапевт, МГИ), филолог-преподаватель (МГОУ).
Эксперт: работающий с темами: — Поиска себя — Кризисами — Профессиональным самоопределением — Отношениями (с собой и важными людьми

Осознанность в профессии: что это, для чего и зачем? Как отпустить внутреннего критика и отключить автоматизмы.

Осознанность – это основной результат психотерапии, то, к чему стремятся психотерапевты в своей работе, то, к чему приводит психотерапия. Это знание себя, своих реакций, своих эмоций, ощущение собственного тела, понимание своего выбора, ощущение себя в данный момент времени.

Осознанность свойственна людям с высоким уровнем развития и функционирования, людям, которым доступна глубокая рефлексия. Она является антонимом автоматизма.

В процессе исследования себя, когда становятся видны собственные привычные механизмы, появляется возможность остановки и реального выбора, действия “не по сценарию”. Психоаналитики, в целом, считают проблему решенной, если удается ее увидеть, “взглянуть ей в лицо”, без защит. Предполагается, что вследствие этого психика перестраивается, и удается жить более свободно, соответственно себе.

Зачем нужна осознанность преподавателю, педагогу?

Профессиональная область – большая часть жизни человека. В работе мы реализуем свои таланты и навыки, в повседневной деятельности мы творим, на разных уровнях создаем нечто новое, преломляя под задачу возможности нашего мозга и психики. Поэтому профессия и наши действия в ее рамках могут удовлетворять и наполнять, а могут стать каналом утечки энергии и ресурсов.

Мы можем чувствовать, что нечто идет не так, но не понимать, что именно, повторяя привычные действия, подсознательно ожидая иного результата.
Это показатель того, что мы не имеем Внутреннего Наблюдателя или находимся в плохом контакте с ним. Это показатель того, что не хватает осознанности.

Стоит пояснить, что подобные автоматизмы, “белые пятна” – абсолютно нормальное явление. В поле каждого человека есть зоны, которые ему не видны и, к сожалению, часто бывает так, что даже при усилиях и работе над собой не будут видны никогда. Сознание – это всего 4-5% психического пространства, а 95-96% занимает бессознательное, которое и выдает “команды”. Важно “переводить” в сознание сигналы бессознательного для того, чтобы иметь возможность большего выбора в своих действиях.
Таким образом, повышая осознанность, мы повышаем качество своей жизни и жизни в профессии.

Если раньше вы выбирали автоматически или, например, были найдены отговорки, причины промедления в каких-то значимых вопросах, то сейчас предлагаем приоткрыть завесу и рискнуть посмотреть вглубь себя.
Любой выбор и его основания не хороши и не плохи – просто они ваши. Важно честно видеть, для чего вы “здесь, на этом месте, в этом этапе жизни, в этом здании.

Итак, осознавая, мы получаем возможность остановиться и выбрать:

  • Мои цели в работе: Для чего я вхожу в аудиторию? Мне нужно получить степень и это временное занятие? Я люблю студентов, общение с ними? Мне важно сказать свое слово в науке?
  • Остаюсь ли я в профессии и на этом конкретном месте работы: Почему я остаюсь? Что мной движет – страх перемен или желание развития? Чем продиктован мой выбор – удобно добираться до работы, комфортный график и есть время для детей и семьи, учусь новому, даю знания и так далее.
  • Место этой работы в моей жизни: Насколько она важна, сколько энергии отнимает или дает? Является ли подспорьем, или пока я только вкладываю в нее, но не вижу ее делом своей жизни? Каким я вижу себя в будущем как профессионал, к чему я иду?

Что делать, чтобы повысить осознанность?

  1. Останавливаться. Каждый конкретный день дает ответы на ваши вопросы. Замедляйтесь и спрашивайте себя в процессе диалога с коллегой, на заседании кафедры, во время своего выступления: “Для чего я это делаю?” Не обязательно всегда делать то, что хочется, есть вещи, которые нужно делать. Есть много “надо”, которые закрепились автоматически и от них нужно избавляться.
  2. Чувствовать себя в момент времени. Ощущать тело: я стою, сижу, мне удобно-неудобно; я устал, заболеваю, бодр; я встревожен, радостно. Все это ключ к пониманию себя.
  3. Развивать позицию внутреннего наблюдателя. Смотреть на себя немного сверху или сбоку, как если бы смотрел другой человек: как я это делаю, что делаю, зачем?
  4. Уделять внимание к своим эмоциям и телу. Отслеживать свои реакции, что  помогает выстраивать контакт со своими желаниями, принимать решения.
  5. Анализировать сны. Бессознательное посылает знаки в виде зашифрованных посланий, оно говорит с нами символами. Если сны запоминаются, значит некий внутренний конфликт не решен. Относитесь к снам, как к метафорам, не полагаясь на ум, подходя играючи, будьте к снам внимательны.
  6. Медитировать, заниматься йогой, спортом. Данные занятия фокусируют вас в настоящем моменте, одновременно расширяя связь с миром. Дают возможность отпустить мысли и повседневные заботы, прикоснуться к важному, к сути.
  7. Следить за откликами людей. Люди часто говорят нам и о нас то, с чем мы не согласны. Если это говорит больше одного человека – слушайте. Возьмите на заметку.
  8. Заниматься такими техниками как коллажи, свободное письмо, рисование. Техники, в которых не участвует анализ, логика, и мысли высвобождают бессознательное. Приступая к работе, обозначьте для себя – “Сейчас я рисую себя в профессии” или “Хочу понять, куда мне двигаться в этом вопросе” – и просто начинайте писать, рисовать, наклеивать картинки.

Отпустите внутреннего критика. Понимание, ответ придет в процессе. Обращайте внимание на объекты, которые выглядят ярко или притягивают ваше внимание. С вами говорит подсознание, и только вы может понять его ответ.
Начнем прямо сейчас? Как вам то, что вы сейчас читаете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *