Одаренный ребенок в классе: как распознать и как организовать?

Одарённые дети — это особый контингент школьников. Их не так уж и много, но они требует особого к себе внимания. Тут и возникают проблемы по организации взаимодействия с ними в текущем процессе школьного обучения.

Что такое одаренность?

В книге голландских авторов Монкc Ф. и Ипенбург И.  одарённость представлена как потенциал, который может проявить себя (и тогда ярко выраженные неординарные способности ребёнка в той или иной области или в нескольких сразу проявятся в полной мере), а может так и остаться лишь потенциалом, которому никто не поможет реализоваться. И именно педагог, чуткий и неравнодушный, способен «подтолкнуть» ребёнка, пока не сошла на нет его потребность в развитии, ведь совершенствование любой способности требует руководства и стимуляции.

Довольно часто в школьной жизни невыявленная одарённость проявляет себя так: очень энергичные, любознательные, непоседливые,скучающие на уроке, так как успевают всё понять и осмыслить гораздо быстрее сверстников, следовательно, у них остаётся много свободного времени, которое надо чем-то занять. И если учитель не даст им вовремя интересное задание, не сумеет продуктивно организовать их пребывание на уроке, то проблемы с дисциплиной неизбежны. Вот здесь и начинается совместное сотрудничество педагога, психолога, семьи ребёнка и самого «субъекта» обучения.

Как же распознать одарённого ребёнка?

Монкс и Ипенбург предлагают многофакторную модель одарённости, которая позволит определить, относится ли ребёнок к данному контингенту:

  • В личностном плане у таких детей должны наблюдаться превышающие средний уровень интеллектуальные способности, креативность и повышенная мотивация к обучению,
  • Ещё три немаловажных элемента — семья, школа и сверстники.

С помощью наблюдений и психологических тестов, скоординированной работы с родителями выявляется основной вектор одарённости ребёнка и выстраивается индивидуальная траектория обучения. То есть, чтобы дать возможность одарённым детям полноценно развиться, школа должна предложить им дополнительную к основной программе деятельность. Для этого организуются факультативы, мастер-классы, сотрудничество с музеями, культурными и научными центрами, а также возможность расширенного и углублённого изучения интересующих их предметов.

На конкретных уроках это можно организовать, используя новые формы работы и задания повышенной сложности по интересующему ребёнка предмету. И тут на помощь учителю приходит, конечно же, дополнительные интернет-ресурсы. Уже создана прекрасная база ресурсов, позволяющих не только заинтересовать ребёнка школьным предметом, но и дать ему возможность подойти к решению поставленных школой задач неординарно и творчески.

При работе с одарёнными детьми следует:

  1. Провести психологическое тестирование на определение типа мышления и предметных склонностей.
  2. Привлечь к сотрудничеству родителей учащегося для организации оптимального режима труда и отдыха, психологической поддержки и мотивации ребёнка. Провести с родителями разъяснительную работу вместе с педагогом-психологом.
  3. Привлечь к сотрудничеству руководителей профильных кружков и факультативов для дальнейшего развития интереса к предметной области и подготовки к участию в олимпиадах.
  4. Организовать на занятиях углублённое и (или) ускоренное изучение предмета.
  5. Использовать на уроках и дополнительных занятиях современные развивающие технологии и средства обучения.

Методы организации углублённого и (или) ускоренного изучения одарёнными детьми предмета на уроке:

Одним из способов углубления и расширения предметных знаний является изучение нового материала по принципу «перевёрнутого класса».

  1. Ученик изучает новую тему по учебнику, предоставленной учителем презентации или видеоуроку, двигаясь в собственном темпе.
  2. В предоставленном учителем материале по гиперссылкам одарённый ребёнок переходит к новым источникам информации: текстовым, видео, обучающим курсам по предмету и др. (такими источниками могут быть материалы Youtube, готовые видеоуроки, например, сайт ИнтернетУрок, где даны не только текстовые и видеоуроки, но и тесты и тренажёры на закрепление пройденного материала, а ко многим темам — списки рекомендованной литературы и ссылки на ресурсы интернет).

      Подобным примером подачи материала может служить, например, урок истории по теме «Культура Киевской Руси»:

  1. После изучения материала ребёнок отмечает, что он хотел бы ещё узнать, записывает вопросы, которые хотел бы задать преподавателю.
  2. При желании одарённый ученик составляет презентацию по заданной теме с обобщением ключевых моментов (такая задача ставится ему заранее).
  3. На уроке в классе все учащиеся задают возникшие у них вопросы, а одарённый ребёнок, изучивший материал более глубоко и основательно, может ответить на них вместо учителя (или вместе с ним), дополнить новыми фактами рассказ педагога.
  4. Созданная учеником презентация используется для подведения им итогов урока.

Ёще одним способом активации способностей на уроке является использование новой для наших учителей возможности по созданию интерактивного плаката. Один из таких ресурсов – Сморе

Пользователям предоставляется возможность создать 2 бесплатных плаката, а затем за небольшую ежемесячную или льготную годовую оплату — расширенные возможности, и можно активно внедрять данный вид деятельности как на уроках, так и на факультативах и дополнительных курсах.

Алгоритм работы на SMORE:

Регистрируемся (также есть возможность входа через аккаунт Facebook).

На стартовой странице проходим интерактивное объяснение принципов работы ресурса (Just getting started? Here’s how Smore works), кликая на синий прямоугольник, далее — по стрелкам.

 

Рис.1. Начальная страница

Нажимаем оранжевую кнопку «Start a new flyer”.

Выбираем тематический класс будущего плаката:

Рис.2. Выбор тематики плаката

Нажав Class для создания плаката по образовательной тематике, попадаем на страницу с готовым шаблоном, где сразу предлагается изменить приведённые заголовок и подзаголовок.

Рис.3. Готовый шаблон

Справа от основной ленты находится инструмент «Design», который позволяет изменить фон, цвет ленты и шрифт.

Интерактивность плакату придают ссылки на ресурсы интернет, кнопки перехода, возможность встроить видео. Кнопки добавления материала находятся в конце страницы плаката.

Рис.4. Кнопки прикрепления материала

По окончании заполнения постера материалом справа от ленты нажимается нажимается «Edit your flyer», чтобы опубликовать созданный плакат.

Рис.5. Публикация плаката

Пример интерактивного плаката, который может создать одарённый ребёнок при подготовке к семинару-обобщению по теме «Татаро-монгольское нашествие»

А вот так можно оформить рекламную афишу школьного спектакля:

Примерная тематика интерактивных плакатов при работе в школе:

– обобщение пройденного материала по какой-либо теме,

– материалы для подготовки к семинару, интеллектуальному марафону, олимпиаде,

– реклама дополнительных занятий или тематических интернет-ресурсов,

– афиша к спектаклю (если, например, ребёнок не обладает актёрским талантом, но может креативно подойти к вопросу создания рекламы школьного спектакля).

Ссылки, кнопки перехода, области текстового или цифрового ввода не только обеспечивают интерактивность плакату, но и позволяют проявить знания и фантазию. А учитывая то, что ресурсы — англоязычные, детям с повышенными способностями предоставляется возможность ещё и «потренировать» свой английский.

Это лишь немногие из доступных сейчас учителям возможностей, но и они помогут провести занятие интересно и с пользой, поддержать интерес ребёнка к изучаемому предмету, дадут возможность детям проявить свой потенциал.

Рекомендуем к прочтению:
Монкс Ф., Ипенбург И. Одарённые дети / Пер. С голландского,- М.: Когито-Центр, 2014. – 132 с

Авторы:

Клишевич Н.В. – учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Протвино.

e-mail: n_klishevich@mail.ru

 

 

 

Сисякина А.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ “Лицей” г. Протвино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *