Перевод статьи подготовлен специалистами компании EnglishDom
Образование — это свет, который указывает человечеству верное направление роста. Цель образования — не только обучить студента грамоте, но и развить в нем рациональное мышление, осознанность и самодостаточность. Когда есть желание измениться, есть надежда на прогресс в любой области.
Традиции образования
В контексте образования до наступления эры технологий, учитель выступает в роли передатчика либо источника информации. Учебным материалом является сообщение, либо информация, а учащиеся становятся получателями этой информации. Что касается способа предоставления информации, преподаватель может донести сообщение устно и записывая его на доске, или проецируя материалы с прозрачных слайдов с помощью графопроектора.
Эта контролируемая модель обучения берёт свои основы в поведенческом обучении (Скиннер, 1938). Это популярная техника, которая десятилетиями использовалась в качестве образовательной стратегии во всех учебных заведениях.
Суть: учитель преподносит материал лекции, а учащиеся слушают лекцию.
Студенты и преподаватели в большинстве университетов отмечают, что традиционно принятый подход к лекциям ограничивает эффективность как при обучении, так и при изучении. Во время такой лекции учащимся отводится пассивная роль, и они теряют концентрацию спустя 15–20 минут.
Вот некоторые ограничения, которые могут возобладать в учебном процессе:
- Обучение в классной комнате путём диктовки и записывания мелом на доске является «односторонним потоком» информации.
- Учителя часто говорят без перерыва, не получая ответов и обратной связи от студентов.
- Материал излагается только на основе заметок и учебников лектора.
- Преподавание и обучение основаны на методе «подключи и работай», не на практических аспектах.
- Почерк лектора решает судьбу предмета.
- В классе недостаточно взаимодействия со студентами.
- Основной упор делается на теории, без подкрепления практическими примерами из реальной жизни.
- Изучение основано на запоминании, а не на понимании.
- Учебный процесс направлен на получение оценок, а не на достижение результатов.
Мультимедиа образование
Мультимедиа — это объединение различных типов цифровых медиа, таких как текст, изображения, аудио и видео, в интегрированном мультисенсорном интерактивном приложении или презентации, с целью передачи донесения информации до аудитории.
В настоящее время многие учебные заведения переходят на проблемное обучение, пытаясь готовить выпускников, способных к критическому, аналитическому мышлению, умеющих решать проблемы.
Знание больше не конечная цель, но средство, которое помогает решать проблемы и побуждает учиться на протяжении всей жизни.
Над созданием проекта студенты обычно работают в группе. Студенты учатся работать сообща, сотрудничать, использовать социальные навыки и выполнять разные задачи для достижения общих целей проекта.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТРАДИЦИОННЫМ И МУЛЬТИМЕДИА ПОДХОДАМИ
Инструменты обучения
Ментальная карта
Идею ментальных карт разработал в конце 60-х годов Тони Бузан. Задача ментальных карт — помочь студентам делать записи, используя только ключевые слова и изображения.
Но ментальные карты могут также применяться учителями как принципиально новый формат изложения понятий.
Нелинейная природа ментальных карт
помогает в сопоставлении и построении связей между разными элементами карты.
помогает освежить информацию
является эффективным инструментом мнемоники, а запоминание изображённой формы и структуры может дать необходимые подсказки для запоминания информации в самой карте.
В основе идеи ментальных карт лежит понимание того, что человек намного эффективнее учится и запоминает информацию, если в процессе обучения задействуется весь спектр доступных нам визуальных и сенсорных инструментов.
Изображения, музыка, цвета, даже ощущения и запахи играют свою роль в процессе обучения, помогая надолго запомнить информацию.
Главное — создавать ментальные карты, которые бы в полной мере задействовали всё вышеназванное, основываясь на нашем собственном творчестве, мышлении и перекрестных связях между идеями, которые существуют в нашем собственном разумею
Юмор как эффективный прием обучения
Позитивный взгляд на жизнь помогает укрепить близкие взаимоотношения между педагогами и студентами, а также снизить напряжение во время сложной лекции или изучения непростой темы. Когда есть желание измениться, есть надежда на прогресс в любой области.
Преподавание — вызов.
Изучение материала — вызов.
Эффективно сочетать первое и второе — вызов.
Уметь шутить — вызов.
Однако смеяться — легко.
Мы уверены, исходя из нашего опыта и результатов исследований, что юмор в обучении — очень эффективный инструмент как для учителя, так и для ученика.
Многочисленные исследования в области рекламы доказали, что юмор является наиболее эффективным инструментом для усиления запоминаемости рекламы.
Непринуждённую атмосферу в классе легко создать, читая анекдоты или слушая профессиональных комиков. Студентов следует поощрять делать заметки, особенно для того, чтобы научиться у профессионалов таким техникам, как преувеличение, паузы, и выбор правильного момента. Наблюдайте за реальностью и преувеличивайте её — юмор во многом заключается в умении наблюдать за реальностью и подмечать ситуации из жизни.
Подход от “А до Я”
Этот подход заключается в том, что в первую очередь объясняется практическая сторона того или иного понятия. Учитель объясняет, как применяется определённое понятие, и результат его применения.
Например, в сфере менеджмента мотивация сотрудников объясняется с точки зрения получения выгоды бизнесом за счёт внедрения системы повышений и премий.
Сначала учитель рассказывает о том, как применяется система повышений, и студентам становится интересно, в чём суть повышений и премий. Учитель объясняет, что такое повышение, и как применяется теория мотивации в сфере управления.
Приведём ещё один пример: на лекциях по бухгалтерскому делу учитель сначала рассказывает об отчёте о финансовых результатах и бухгалтерском балансе, а затем обращает внимание студентов на систему двойной записи в бухгалтерском учёте.
Преимущества:
- Отдельно взятое понятие преподносится в доходчивой форме.
- Студентам интересно детальнее исследовать понятие.
- Студенты надолго запоминают изученное понятие и могут установить прочные логические связи.
Недостатки:
- Учителю требуется много времени для того, чтобы рассказать о понятии.
- Поначалу студенты будут испытывать сложности с восприятием отдельного понятия.
Текст:
Эксперимент: свободное падение предметов
Попробуйте провести эксперимент самостоятельно.
Уроните несколько предметов.
Источник: «Зрительное обучение».
Подход «от Я до А» можно объяснить на примере этих двух рисунков. На первом рисунке человек бросает с вершины здания пушечное ядро и свинцовый грузик. Гипотеза для эксперимента заключается в том, что предметы в свободном падении коснутся земли в один и тот же момент времени. На втором рисунке ядро и грузик достигли земли.
Текст: Эксперимент: свободное падение предметов.
Наш эксперимент подтвердил, что теоретическая гипотеза верна, и два объекта разного размера падают с одинаковой скоростью. Это происходит потому, что ускорение, которое получают объекты в поле действия силы (тяготения), не зависит от массы объектов (за вычетом сопротивления воздуха).
Источник: «Зрительное обучение».
Данная симуляция повторяет эксперимент Галилея, который наблюдал одновременное падение предметов. Рисунок выше объясняет теорию Галилея на практике. Учитель объясняет, как два объекта достигнут земли, будучи отпущены с определенной высоты над землёй.
При традиционном подходе к преподаванию сначала объясняется теорема, а затем её применение. Но подход «от Я до А» идёт от обратного: сначала объясняя практическое применение, а затем уже теорию. Затем учитель рассказывает о том, что падение предметов с одинаковой скоростью было доказано Галилеем.
В примере выше описывается (возможно, мифический) эксперимент, во время которого Галилей бросал два предмета с Пизанской башни, демонстрируя скорость их падения.
Словесный подход
Этот подход не заключается в том, чтобы рассказывать об определенном понятии долгое время.
Вместо этого учитель доносит идею, полагаясь на приёмы мнемотехники или ассоциативного запоминания.
Учитель произносит отдельные слова, а не предложения, и переходит на связные предложения только после того, как учащиеся в общих чертах поймут значение определенного понятия.
Эта техника может применяться учителями, например, при изучении языков, как эффективный способ увеличить и развить словарный запас учащихся.
- Интенсивно используется словарь.
- Учащиеся развивают владение словом.
- Учитель, в свою очередь, узнаёт много слов, относящихся к определённому понятию.
Ролевые игры и сценарный анализ
Ролевые игры и сценарный анализ используются, в основном, в организациях, где необходимо проанализировать проблемы, существующие внутри организации, и также применяются в управленческих учреждениях.
Но подобная практика может быть опробована и в других специальностях, в том числе в области науки и техники. Занятия в сфере науки и инженерного дела имеют прикладной характер, но его можно усилить.
Учащимся даётся сценарий и различные варианты решения конкретной проблемы, и они учатся самостоятельно решать задачи в данной конкретной сфере.
Например, на лекциях по бухгалтерскому учёту задачи бухгалтера можно объяснить с помощью ролевой игры. Студенты получают квитанции и счета на оплату, и по просьбе учителя берут на себя роль бухгалтера. Реальные записи, относящиеся к транзакциям, создаются студентами самостоятельно, и это более практичный подход к обучению, в котором теория дополняется надлежащими практическими знаниями.
Подобные техники могут применяться на занятиях по менеджменту, инженерному делу, и прикладным наукам.
Вывод: Информационные технологии во всем мире радикально меняют подход к образованию для студентов, преподавателей и сотрудников учебных заведений. Таким образом, успех обучения зависит от того, насколько успешно организованы общение и внедрение инноваций.
Статьи по теме
- Как создать интеллект-карту на занятиях естественнонаучного, специального и гуманитарного циклов
- Как организовать и провести образовательный квест
- Важно знать: удивительные правила мозга, которые улучшают обучение
- Два онлайн-сервиса для создания интерактивных визуальных историй
- Применяем инфографику на уроках русского как иностранного
- Учитель для учителя