Каскадный метод контроля знаний в вузе

Каскадный метод (технология) контроля знаний широко применяется при обучении персонала. Однако, элементы этого метода возможно использовать и в вузе.

Каскадное обучение

Каскадное обучение предполагает передачу знаний и осуществление контроля за их усвоением по цепочке сверху вниз: от преподавателя к магистрам, слушателям, курсантам, студентам; от магистров к слушателям, курсантам, студентам; от слушателей к курсантам и студентам; от студентов к студентам.

Центром этого каскада является преподаватель, который контролирует всю цепочку от магистра до студента.

преподаватель объясняет каскадный метод
преподаватель объясняет каскадный метод

Именно каскадное осуществление контроля позволяет, во-первых, закрепить знания обучающей верхушки и проверить знания и практическое применение этих знаний всеми участниками каскада,  во-вторых, осуществить обучение большого количества обучающихся за достаточно короткий срок, в-третьих, данный метод организации контроля базируется на деятельностном подходе, в-четвертых, происходит  объединение для  решения одной задачи обучающихся различных специальностей, различного опыта. 

Пример организации каскадного контроля

Данный вид контроля применялся в Академии ГПС МЧС при изучении дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации»,  «Риторика». Языковая подготовка в вузе ведется на всех направлениях обучения слушателей (курсанты, магистры, студенты — очная и заочная форма обучения). Основная задача курсов на основе преемственности и дополнительности сформировать средствами лингвистических дисциплин основу для успешной письменной и устной коммуникации в сфере профессионального общения, и создать предпосылки для продолжения образования.

Первая ступень каскада

  • это магистры (заочной форм обучения). Почему именно заочной? Дело в том, что в заочной магистратуре (Факультет руководящих кадров) Академии обучаются категория специалистов, занимающих руководящие должности старшего начальствующего состава (не ниже руководителей управления, отдела, отряда) в аппаратах Главных управлений и в крупных подразделениях. На этом этапе обучения слушатели получают знания в области Риторики, включающей нормативный аспект и психологический аспект.
  • это слушатели заочной формы обучения с применением дистанционных технологий. На факультете заочного обучения обучаются сотрудники и работники МЧС России имеющие высшее образование; сотрудники и работники других министерств и ведомств.  На этом этапе обучения слушатели проходят базовый курс «Русский язык и культура речи», включающий все аспекты изучения дисциплины: нормативный, стилистический, психологический, риторический.

В качестве организационной формы обучения на первой ступени был выбран семинар-тренинг, который представляет образец, матрицу для организации контроля  на нижеследующих ступенях каскада.

Каждый семинар-тренинг строился по следующий схеме:

  • 1 — учебный
  • 2 — практический
  • 3 — экспертный

На первом этапе отрабатывались языковые нормы, правила, приемы.

На втором — организовывалось проектирование конкретных методических и педагогических продуктов. Объяснялось где и как применяется тот или иной языковой материал: например, тема, посвященная склонению имен и фамилий в русском языке, отрабатывается при заполнении деловой документации. Давалось задание по подбору методического материала (рапортов, заявлений, приказов, доверенностей, писем, анкет и т.д.) из практики работы в системе МЧС.

На третьем этапе продукты методического проектирования предъявлялись для экспертизы, выявления лучших образцов и их последующего применения, объяснялись методы и приемы оценивания, проведения тестирований и т.д.

Вторая ступень каскада

  • студенты очной формы обучения
  • курсанты очной формы обучения

В качестве организационной формы обучения был избран практикум. Самым распространенным среди практических методов является упражнение.

Упражнения бывают: общенаучные; интеллектуальные; творческие; производственные; профессиональные.

На этом этапе в конце семестра проводится одно-два занятия-семинара, которые организуют представители первой ступени каскада, апробируя методические продукты, подготовленные ими самостоятельно (возможно и в дистанционном формате), тренируются в оценивании, а также дают рекомендации по взаимному оцениванию студентов и курсантов: индивидуальные лист оценивания, листы взаимооценивания.

Третья ступень каскада: организация зачета, экзамена

Главное условие — материал для трансляции в рамках зачетов и экзаменов должен быть сугубо практически ориентированными на лингвистическое сопровождение деловой документации и деловой коммуникации системы МЧС.
Контроль осуществляется с помощью оценочных листов с заданиями. Если задание выполнено неудовлетворительно, то происходит возврат к материалам, в которых были допущены ошибки, дается консультация наставника, проводившего прием зачета/экзамена. Оценочный лист меняется и студент-курсант проходит систему контроля повторно.

Организация контроля
организация контроля

Каскадный метод контроля знаний положительно влияет на качество усвоения материала всеми участниками образовательного процесса. Повышает ответственность со стороны потенциальных руководителей перед потенциальными сотрудниками. Запускается процесс самообучения среди студентов-курсантов-слушателей-магистров.

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *