Как работать с мультфильмами на занятиях по русскому языку как иностранному

Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации. Каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру.

Ознакомиться с культурой и традициями изучаемого языка помогут аудиовизуальные средства обучения. Продуктивнее и интереснее использовать на уроке РКИ не учебные аудиовизуальные средства, которые привлекаются а качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являются.

В качестве аудиовизуальных средств возможно использовать российские мультфильмы. Например, мультфильма “Тайна третьей планеты”. 

Материалы предлагаемого урока адресован учащимся и студентам, для которых русский язык является иностранным.

Работа с мультфильмом в классе

Выбор студенческой аудитории в конечном счете зависит от преподавателя, на наш взгляд для достижения наибольшего эффекта от работы с мультфильмом его можно показывать учащимся, изучающим русский язык более 2-х лет. Предлагаются следующие наиболее общие варианты аудиторной работы.

Вариант А (для начального уровня).
1. Преподаватель объясняет учащимся комментарии (сноски внизу страницы) и наиболее трудные слова.
2. Учащиеся читают текст в парах, преподаватель объясняет непонятные места.
3. Просматривается сцена.

За один раз можно просматривать несколько коротких сцен, очень длинные сцены можно разделить на несколько коротких

4. В небольшой группе (до 8 человек) преподаватель задает контрольные вопросы, студенты отвечают. В большой группе (более 8 человек) учащиеся задают по очереди друг другу контрольные вопросы и отвечают самостоятельно, используя вопросы и ответы на них, а затем преподаватель выборочно спрашивает студентов. Сцена просматривается ещё раз.
5. К некоторым сценам имеются также лексико-грамматические задания.

Вариант Б (для среднего уровня).
1. Объясняется описательная лексика из раздела “Словарь активной лексики”.

Слова, с помощью которых учащиеся дают объяснение о происходящем.

2. Просматривается сцена.
3. Преподаватель задает контрольные вопросы, студенты отвечают, используя словарь активной лексики.

Активная лексика из текста

В большой группе (более 8 человек) учащиеся задают по очереди друг другу контрольные вопросы и отвечают самостоятельно, используя вопросы и ответы на них, а затем преподаватель выборочно спрашивает студентов. Сцена просматривается ещё раз.
4. Учащиеся читают текст в парах, преподаватель объясняет непонятные места, обращает внимание студентов на активную лексику. Сцена просматривается ещё раз.
5. К некоторым сценам имеются также лексико-грамматические задания.

Вариант В (для продвинутого уровня).
1. Преподаватель обсуждает с учащимися только комментарии (сноски внизу страницы).
2. Просматривается сцена.
3. В небольшой группе (до 8 человек) преподаватель задает контрольные вопросы, студенты отвечают. В большой группе (более 8 человек) учащиеся задают по очереди друг другу контрольные вопросы и отвечают самостоятельно, используя вопросы и ответы на них, а затем преподаватель выборочно спрашивает студентов. Сцена просматривается ещё раз.
4. Как в п. 4 варианта Б.
5. Как в п. 5 варианта Б.

Лексико-грамматические задания

Глаголы настоящего времени (сцена 1)

Для преподавателя (начальный уровень):
1. Покажите видео.
2. Объясните непонятные студентам глаголы справа. Можно повторить основные правила спряжения глаголов.
3. Покажите видео ещё раз. 4. Студенты заполняют пропуски и сравнивают ответы, работая в парах. 5. Дайте правильные варианты ответов.

 

Для преподавателя (продвинутый уровень):
1. Покажите видео.
2. Объясните непонятные студентам глаголы в таблице (некоторые предлоги к глаголам в таблице даны применительно только к данному контексту).
3. Покажите видео ещё раз.
4. Студенты заполняют пропуски и сравнивают ответы, работая в парах. 5. Дайте правильные варианты ответов.

Числительные (сцена 2 и 3)

Для преподавателя:
1. Покажите видео.
2. Дайте пояснения к правилам использования числительных, указанных в таблице.
3. Покажите видео ещё раз.
4. Студенты заполняют пропуски и сравнивают ответы, работая в парах. 5. Дайте правильные варианты ответов.

Предлоги (сцена 4)

Для преподавателя:

1. Объясните правило в рамке. Можно повторить основные правила использования предлогов.

2. Покажите видео.

3. Студенты заполняют пропуски и сравнивают ответы, работая в парах.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Цвета (сцена 5-6): работа в парах

Для преподавателя:

1. Повторите названия основных цветов. Объясните правило в рамке.

2. Покажите видео.

3. Студенты работают в парах: один спрашивает, другой отвечает, после четырех вопросов меняются.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Индивидуальная работа.
Для преподавателя:

1. Повторите названия основных цветов. Объясните правило в рамке.

2. Покажите видео.

3. Студенты заполняют пропуски.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Р.П.: НЕТ, МНОГО, МАЛО, СКОЛЬКО (сцена 8-9)

Для преподавателя:

1. Повторите правила образования Р.П. Объясните Р.П. слов в рамке.

2. Покажите видео.

3. Студенты работают в парах: один спрашивает, другой отвечает, после четырех вопросов меняются.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Прилагательные со значением сравнения

Работа в парах

Для преподавателя:

1. Повторите правила использования полных и кратких прилагательных. Объясните разницу между прилагательными, указанными в таблице.

2. Покажите видео.

3. Студенты работают в парах: один спрашивает, другой отвечает, после четырех вопросов меняются.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Индивидуальная работа

Для преподавателя:

1. Повторите правила использования полных и кратких прилагательных. Объясните разницу между прилагательными, указанными в таблице.

2. Покажите видео.

3. Студенты заполняют пропуски.

4. Дайте правильные варианты ответов.

Собрать текст (сцена 15)

Для преподавателя:

1. Каждой группе студентов выдайте набор разрезанных карточек, содержащих сцену из мультфильма.

2. Покажите студентам эту сцену по видео. В группах продвинутого уровня можно закрыть экран и давать слушать только звук.

3. Студенты должны собрать карточки по порядку. Покажите видео ещё раз и проверьте правильность выполнения задания.

ТЕСТ (после просмотра всего фильма)

Почитать по теме:
1. Р.А. Кульковой и Л.Ю. Юшиной “Мы смотрим фильмы по-русски”,

2. Ann Marie Powless “Aladdin”.

Аудиозаписи уроков устного слова для студентов-инофонов: методические рекомендации

Пение как один из приемов обучения русскому языку как иностранномму

Авторы: В.А. Ряшенцев, Н.А. Назаренко – Университет Ёнсэ, Институт изучения иностранных языков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *