Как использовать читательский дневник на занятиях

Как поддержать престиж самообразования и саморазвития через книгу? Как культивировать читательский интерес у подрастающего поколения? Шаблон отзыва на книгу.

Сегодня читательская культура и читательский опыт наших подростков катастрофически оскудел, что, неизбежно повлекло за собой не только снижение когнитивных функций, но и неразвитость эмоционального интеллекта, снижение общего уровня культуры современных школьников и выпускников вузов.

Убеждена, что поддержать читательский интерес под силу обычному школьному учителю-словеснику, который поставит перед собой цель взрастить думающих, критически мыслящих учеников посредством столь немодного ныне увлечения – чтения художественной литературы.

На мой взгляд,  наиболее эффективно содействует этому ведение школьниками читательского дневника. 

Организация работы: составление памятки читателя и обсуждение правил

Начать, пожалуй, стоит  издалека, с формальной вещи, не относящейся непосредственно к литературе.

Во-первых, заявим своим подопечным со всей ответственностью, что ведение читательского дневника – это дружба всерьёз и надолго, а потому тетрадь, в которой подросток будет вести свои записи, должна быть выбрана им тщательно и вдумчиво.

Это непременно будет общая тетрадь из 90 листов, желательно, с твердой обложкой, она может быть красиво оформлена, возможно, это сделает сам ученик, девочки могут  использовать при желании какие-то декоративные материалы,  на основе, например, техники скрапбукинга и т.п.  В общем, эта тетрадь должна стать неким выражением личности автора.

Во-вторых, не забудем про самую важную мотивиационную составляющую: покажем ученикам, насколько чтение ценно и важно. Напечатаем для  каждого памятки, которые ребята должны будут вклеить в свои дневники.

_________________________________________________________________________________

Пример памятки читателя

Помни:

  1. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% — посредством чтения.
  2. Книга будит эмоции. Если вы читаете, у вас хорошо развивается воображение, появляются фантазии, мозг эмоционально работает, и это очень полезно!
  3. Чтение повышает интеллект. Если подросток систематически не читает, то он упускает около 27% от всей доступной ему информации.
  4. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Задумайтесь над известным афоризмом: «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».
  5. Чтение помогает в учебе. Если вы  читаете больше, то обладаете  большим объемом информации, имеете навыки ее поиска и обобщения, лучше ориентируетесь во всех предметах.
  6. Книги формируют самообразовательные навыки. Вы учитесь разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами, аннотациями и т.п.
  7. Чтение побуждает к нравственным поступкам. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
  8. Книги учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания. Помните, как важно, чтобы вы вошли в прекрасный мир чтения!
  9.  Чтение книг – важный процесс, у которого есть определенные правила.

Простые правила чтения

  1. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу.
  2. В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется.
  3. Не бойтесь «трудных» и «сложных» для понимания книг, произведений «на вырост». Если, читая, вы чувствуете, как у вас «скрипят мозги», значит, вы развиваетесь и растёте.
  4. Для того чтобы правильно читать книги, важно уметь их выбирать. В этом вам всегда поможет библиотекарь, учитель или просто читающие друзья и знакомые!
  5. Правильно будет читать книгу, удобно расположившись и в спокойной обстановке, там, где вам никто не сможет помешать — дома, на даче, на природе.
  6. Если вам понравилась книга, и вы почерпнули массу полезной информации, то поделитесь радостью с другими, порекомендуйте книгу друзьям и знакомым.
  7. Не бойтесь отложить книгу. Если прочтение какой-либо книги вам не нравится и вам просто скучно читать, то стоит отказаться от книги и взять новую, ведь хороших книг огромное количество. Если вы начали читать книгу, то это не значит, что вы обязаны прочитать её.
  8. Помните! В голове мышцы не накачаешь – больше читай!

_________________________________________________________________________________

В-третьих, сразу оговорим с ребятами условия ведения читательского дневника:

  1. Записи обязательно делать раз в месяц.
  2. Отзывы необходимо  писать строго по плану (это никоим образом не ограничит творчески мыслящего человека, а только даст ему толчок для глубокого анализа текста).
  3. Книгу для чтения предлагает учитель.
  4. Отзывы на книги оцениваются.

Как правило, книгу классу предлагает учитель, он «проводник»и «гуру» подростков в этой работе, и это является принципиальным моментом. Если книга не понравилась ученику, в отзыве он сможет аргументированно объяснить, почему произведение вызвало неприятие. Такие отзывы вдвойне дороги и интересны. Конечно, выбор книги учителем, не означает, что в дневнике у подростка не может быть отзывов на «свои» книги.

Все работы оцениваются, и положительные отметки учитель будет выставлять по предмету «Литература» в журнал (дополнительный стимул для ребят). В конце месяца не возбраняется (в случае, если вы ведете еще и  предмет «Риторика») на уроках риторики или в рамках раздела «Внеклассное чтение» на уроке литературы проводить читательскую конференцию по прочитанной книге.

Не скупитесь выкраивать на эту работу учебные часы, она обязательно принесет результат!

План отзыва на литературное произведение

Ну, а теперь перейдём к плану отзыва. Своим ученикам я предлагаю следующий  план, придерживаться которого необходимо обязательно. Оформляю его в виде опорной памятки-таблицы, которую ребята помещают на первых страницах своих читательских дневников.

Посмотреть и скачать Памятка-таблица по написанию отзыва.

Учительские комментарии к памятке

Прежде чем прокомментировать каждую позицию, представленную в таблице, необходимо напомнить об общем для всех творческих работ принципе: рассуждаем от общего (тезисов, общих мыслей, суждений) к частному (примерам, аргументам, цитатам, доказывающим или развивающим мысль).

Нелишним будет вспомнить и о логической структуре каждого абзаца (микротемы) текста:

  • зачин (общая мысль, которую нужно развить, пояснить, объяснить);
  • развитие мысли (примеры, факты, доводы, цитаты из текста, которые поясняют и иллюстрируют зачин);
  • концовка (небольшой вывод, итог рассуждений в рамках микротемы)Пример абзаца в сочинении.

Сказки – источник мудрости, кладезь жизненного опыта (зачин).  Они научат быть добрым, выручат из любой беды, в которую ты можешь угодить, покажут, как веселый, но  слабый может победить сильного, но хмурого (развитие мысли.) Так сказка учит доброте, оптимизму, находчивости (концовка).

Обратим внимание на то, с чего начнётся отзыв. Скажем, что незазорным для юных следопытов будет, сочиняя слово об авторе во вступлении, найти информацию о его творчестве и об особенностях его индивидуального авторского стиля, не только пользуясь интернет-источниками, но и биографическими справочниками и монографиями в библиотеке.

Подчеркнём, что слово об авторе должно быть предельно лаконичным и точным, приветствуется меткая цитата, например, какого-то современника о творчестве данного писателя. Это, пожалуй, единственная часть отзыва, в которой школьнику позволителен плагиат.

Забегая вперёд, отметим, что всё остальное, подросток должен стараться писать без родителей и интернета, ну, а те из ребят, кому крайне трудно писать «от чистого сердца, простыми словами», могут и, пожалуй, должны на первоначальном этапе опираться на так называемые «костыли» сочинения – клише, которые предлагаются к каждой части отзыва в таблице.

Основную часть отзыва ребята должны начать с краткого содержания текста, его сюжета в общих чертах (пункт 2); эта часть должна уместиться максимум в 2-7 предложений, представляющих собой краткий ответ на вопрос «О чем данное произведение?». Обращаем внимание учеников на то, что краткость здесь обязательна, подробный пересказ сюжета будет считаться грубой ошибкой.

Следующие части работы (3 и 4 пункты) позволят проявить читательский талант любому желающему: они посвящены герою, в частности, его характеристике, и анализу эпизода. Конечно, навыками характеристики героя и эпизода, ребята уже овладели на уроках литературы, и отзыв в данном случае, безусловно, станет площадкой для его отработки.

Тут, на мой взгляд, есть где развернуться и перу одарённыхучеников, способныхглубоко и нетривиально анализировать произведения, проявляя себя на олимпиадах различного уровня по литературе. Не забудем напомнить ребятам, что суть рассуждений в этих  частях сведется к ответу на вопрос «О чем автор говорит и как он это делает?»

Одно из условий последней, самой важной части отзыва  – выявление проблемы произведения. Здесь важно правильно объяснить ученикам суть понятия «проблема текста», ввести данный термин в активный словарный запас школьника, что, безусловно, облегчит в будущем задачу выявления проблемы текста, которая ставится перед выпускником на ЕГЭ по русскому языку.Тут вам и реализация важной пропедевтической работы, информирование общепредметных компетенций.

Как выбрать книги для чтения

Говоря о списке книг, предназначенных для отзывов, отмечу, что начинать лучше с небольших произведений, а далее лучше чередовать объемную прозу (повести и романы) с малыми жанрами эпоса – рассказами, очерками.

Стоит уделить внимание и гендерной дифференциации при выборе произведений. К примеру, в течение одного месяца девочки читают роман «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, а мальчики – повесть «Президент каменного острова» Вильяма Козлова и т.п.

Представлю в качестве примера свой список книг для учащихся 8-го класса:

  1. Ю.Яковлев «Игра в красавицу».
  2. Р.Фрайерман «Дикая собака Дингоили. Повесть о первой любви».
  3. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
  4. Глава «Мальчики» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
  5. Ю.Яковлев «Багульник».
  6. Ш.Бронте «Джейн Эйр» (девочкам)/ Вильям Козлов «Президент каменного острова» (мальчикам).
  7. А.П. Чехов «Размазня».
  8. В. Токарева «Ни сыну, ни жене, ни брату».

Итак, уважаемые коллеги, дерзайте и творите! Пробуждайте в своих воспитанниках активных читателей, интеллигентов, умников и умниц, думающих людей. И поверьте, эта трудоёмкая работа приятно окупит все ваши временные и интеллектуальные затраты, станет очень прочным фундаментом для воспитания не просто книгочеев, но по-настоящему мыслящих и талантливых читателей.

Автор: Алла Валерьевна Бояринова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хибинская гимназия» г. Кировска Мурманской обл.

e-mail: allabor1978@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *