Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)

Проблема детей с нарушениями речи в настоящее время приобретает новое понимание и новые, дополнительные варианты решения.

Наряду с традиционными логопедическими занятиями в настоящее время создаются альтернативные средства, которые позволяют расширить устные высказывания детей и, тем самым, вовлечь их в разговор.

Работа по созданию и использованию альтернативных средств общения присуща, прежде всего, науке и практике зарубежья (Европа, Америка), где наиболее полно воплощена политика всесторонней помощи детям с нарушенным развитием.

Что такое альтернативные средства общения?

Альтернативные средства общения представляют собой инструменты, позволяющие передавать информацию с помощью других, не связанных с речевым аппаратом обозначений.

К альтернативным средствам общения, восполняющим дефицит естественной коммуникации, относятся:

жестовый язык и отдельные жесты, мимика, пантомимика;

дактилография – написание букв пальцем на руке собеседника;

моргание;

использование графических символов (пиктограммы, блисс-символы / система, Лёб-система).

Жестовый язык

Жестовый язык и отдельные жесты, мимика, пантомимика – эффективные способы активной речи в случае, если у ребенка более сохранные двигательные функции, относительно артикуляции и способности членораздельно произносить слова.

Моргание позволяет ребенку выражать согласие или несогласие, указывать (при перечислении другим человеком) на желаемый объект или действие, которые в данный момент соответствуют потребностям и наиболее привлекательны.

Блисс-символы / система и Лёб-система

Блисс-символы / система и Лёб-система представляет собой набор разнообразных символов, с помощью которых дети могут сообщать о различных аспектах жизни.

Набор блисс-символов – графические изображения различных понятий, которые при их комбинации способны образовывать новые понятия и тем самым расширять активный словарь ребенка.

Лёб-система имеет обширный набор понятий, который позволяет организовать общение с ребенком на разные темы.

Лёб-система состоит из 10 смысловых групп, которые охватывают сферы: взаимоотношения (просьба, приветствие, благодарность, отказ), качества (хорошо / плохо, горячо / холодно, много / мало), сообщения о состоянии своего здоровья, посуда и продукты питания, предметы домашнего обихода, личная гигиена, игры и занятия, религия (молитва, церковь, причастие), чувства, работа и отдых.

В случае, если у ребенка присутствуют нарушения моторики с плохой координацией работы рук и, следовательно, сложность показать нужную картинку, возможно использование специального шлема с лазерной указкой, свет от которой при повороте головы попадает на требуемое изображение.

Календарь

Календарная система как методика альтернативного общения была разработана в Голландии, ее авторами являются Я. Ванн Дайк, М. Джансен и Т. Виссер.

«Календарь» представляет собой символическую систему коммуникации, в которой символы или предметы–символы используются для обозначения основных видов деятельности ребенка в течение определенного отрезка времени. Календарная система позволяет организовать ежедневную деятельность ребенка, устанавливая последовательность событий, и располагает возможностями для обозначения ребенком предполагаемых в его повседневной жизни событий и личных потребностей.

Технология «Календарь» в настоящее время заимствована российской дефектологической практикой с целью заполнения недостатков естественной речи у детей.

В «Календаре» предусмотрено три вида символических изображение, различающиеся по уровню сложности для понимания. Наличие вариантов позволяет выбрать для каждого ребенка уровень сложности, который наиболее соответствует его интеллектуальному развитию и образовательному этапу — дошкольный возраст или обучение в школе.

Тем самым, при индивидуальном подходе к особенностям и объему знаний у ребенка, продуцируется адекватное общение и для него возникает возможность информативно насыщенных контактов со взрослыми и другими детьми.

В практической работе используются следующие типы календарей:

предметный календарь —  в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы, и их изображения — барельефные, рельефные, контурные.

картинный календарь — набор изображений предметов, видов деятельности или мест ее осуществления; этот тип календарей выполняется полиграфическим способом, может быть сделан педагогом или представляет собой фото-календарь.

календарь с изображениями, дополненными надписями — изображение дополнено соответствующим словом, более сложный тип методики, рассчитанный на уже прошедших определенный этап обучения детей.

Альтернативные средства общения во всех их видах могут полностью замещать или дополнять устные высказывания ребенка, что определяется его большей или меньшей способностью к естественной коммуникации. Также возможен вариант, при котором, в процессе развития и коррекции речевых функций, доля использования альтернативных средств общения снижается и ребенок приобретает достаточные функциональные возможности для общения без технологий помощи.

Таким образом, можно отметить, что в сфере помощи детям с вербальными расстройствами в настоящее время присутствуют два направления. Одно – логопедические занятия по восстановлению произношения. Другое – изобретение и ввод в практику внешних средств / способов помощи и, тем самым, компенсации необратимо нарушенных естественных функций, которые были утрачены при поражениях центральной нервной системы.

Читайте также:

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

Три упражнения на коррекцию дисграфии у студентов

Автор статьи: 

Шевелёва Дария Евгеньевна — аспирантка Центра педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО (Москва).

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *