Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка

«Слово в словах» – это одна из занимательных языковых игр, основанная на том, что заданное слово «скрывается» в графической оболочке другой лексической единицы или на стыках слов. Можно не только находить «спрятанные» слова, но и самому «зашифровывать» их в тексте.

Разновидностями такой игры часто увлекаются поэты, повторяя важный для них графический комплекс в
составе других слов и тем самым подчеркивая «средствами звукописи те или иные образы произведения».

Такая игра уже сама по себе активизирует внимание и интерес к языку, его комбинаторным возможностям, а потому может быть эффективно использована на занятиях русского языка.

Упражнения

  1. Для начала можно использовать более простое упражнение, направленное прежде всего на развитие внимания к письменной речи.

Учащимся дается текст, посвященный какому-либо предмету, однако не включающий прямой его номинации,
например:

  • Нужно определить, о чем идет речь и доказать свое мнение с опорой на сам текст. Одновременно с анализом содержания уместно будет повторить те выразительные средства, которые использованы в стихотворении: сравнение (как перо заката, как пожар зари), метафору (гори, пламень, перо, заката, пожар зари), антонимы (проза – стихи).
  • Основываясь на прямых и переносных значениях слов, учащиеся определяют, что речь в стихотворении идет о розе. Теперь можно обратить их внимание на графическую организацию текста, спросив о том, сколько раз буквенный комплекс «роза» здесь употреблен. Учащиеся должны отметить, что он встречается четыре раза (по одному употреблению на каждую строку). При этом два раза он возникает на стыках слов (скоро зацветешь; перо заката) и дважды в составе другого слова (угроза; проза).

2. Более сложным вариантом предшествующего задания станет поиск в тексте нескольких «спрятанных» слов, относящихся к единой тематической группе. Примером тому может послужить следующее стихотворение, в котором надо найти девять «спрятавшихся» животных.

  • Здесь учащиеся находят слова «пес» (пестрая), «собака» (особа кажется), «уж» (ужасной), «жук» (не скажу какой), «заяц» (глаза я целил), «крот» (кротко), «муха» (не пойму характер), «рак» (характер), «гусь» (берегусь). При такой работе особо развивается внимание к звуковой и графической организации речи.

В дальнейшем оно позволит им лучше видеть и самостоятельно использовать разные возможности языка для составления собственных каламбуров, делая тем самым свою речь более выразительной и индивидуальной.

  • Стоит добавить, что приведенный для данного задания текст может (и должен) быть использован также для повторения или закрепления какой-либо основной темы курса (разряды местоимений, союзы, грамматическая основа предложения, структурно-семантические типы сказуемых, типы обстоятельств, обособленные и не-
    обособленные определения, знаки препинания в сложном предложении и др.).

3. Следующее задание требует уже умения самостоятельно видеть возможности «зашифровки» слов и при этом соединять лексемы по законам русской грамматики. Ученикам в начальной форме даются слова, из которых надо составить словосочетание или простое предложение, чтобы на стыке их графических оболочек получилось слово заданной тематической группы. Приведем несколько примеров такого упражнения со словами, объединенными общим значением «насекомые» (в скобках помещены ответы):

  • Конечно же, такое задание желательно совместить с повторением видов подчинительной связи в словосочетании и типов односоставного предложения. Ученики на практике отрабатывают способы грамматической связи между словами, перебирают разные возможности их соединения, учитывая весь спектр грамматических форм каждой из заданных лексем.

4. Еще более сложным и интересным окажется задание по составлению собственных словосочетаний или предложений, в которых будут «зашифрованы» данные преподавателем слова.

Например, учащимся выдается ряд лингвистических терминов, которые требуется «разместить» на стыках
слов. Приведем несколько таких терминов с вариантами их «зашифровки»:

  • Здесь учащимся приходится разбивать заданный графический комплекс на такие части, сочетание которых оказывается возможным на стыке слов. Одновременно надо учитывать как грамматические, так и лексические нормы языка, однако освоение их в процессе захватывающей творческой деятельности происходит намного легче и продуктивнее.

5. Можно предоставить участникам игры еще бо́льшую свободу, предложив им другой вариант подобного задания. Каждый ученик выбирает какую-либо свою тематическую группу слов (явления природы, части тела, деревья и т. п.) и «прячет» входящие в нее слова на стыках составленных им словосочетаний. Задача остальных – увидеть (услышать) эти слова и выявить ту группу, к которой они относятся. Например, ученик прочитывает следующие сочетания слов:

  • Остальные участники языковой игры угадывают «зашифрованные» слова и приходят к выводу, что все они входят в тематическую группу «птицы». Такое упражнение возможно как языковая разминка. Оно позволяет сконцентрировать внимание на организации речи и способствует развитию умения обобщать однородные явления, видеть родо-видовые отношения в языке.

6. На основе игры «слово в словах» возможны и более творческие задания. Так, учащимся предлагается составить микротекст с наибольшей концентрацией в нем заданного буквенного комплекса – обычно графической оболочки небольшого слова. Этот комплекс должен встречаться как на стыках, так и внутри других слов.

  • Условия игры могут быть, например, такие: в тексте заданный графический комплекс нужно использовать десять раз, однако при этом сам текст должен быть как можно более коротким. Побеждает тот участник
    игры, у которого минимальное количество слов в тексте.

При этом, конечно же, соблюдены грамматические и лексические нормы, а предложения связаны общей мыслью. В качестве примера приведем микротекст с буквенным комплексом «оса» (десять употреблений на девятнадцать слово-форм):

Такое упражнение хорошо активизирует творческий потенциал учеников. Одновременно отрабатывается умение писать предельно кратко, сжимая текст, оставляя в нем лишь наиболее подходящие по форме и смыслу слова.

  • Наиболее сложным упражнением станет зашифровка целой фразы в составе другого высказывания. По сути дела, это уже не «слово в словах», а «фраза во фразах». Здесь можно предложить ученикам сначала увидеть «спрятанное» сообщение.

Например, в предложении «Надежд, имен я в семье не сообщаю». При внимательном рассмотрении они заметят, что в середине фразы находится сообщение «Жди меня в семь» (Надежд, имен я в семье не сообщаю).

  • Теперь уже самим ученикам предлагается «зашифровать» какое-либо сообщение, например: «Ваня не придет». Одним из вариантов решения задачи может стать фраза «Диван я не при детях передвигать буду».

Далее учащиеся могут зашифровывать сообщения по своему выбору и предлагать товарищам «прочитать» скрытую информацию.

Безусловно, такого типа задания опять-таки можно давать в рамках изучения какой-либо грамматической темы.

В этом случае к формальной организации предложения добавятся дополнительные требования: составленное предложение, например, должно быть односоставным определенно-личным или же
иметь ряд однородных членов и т. п.

Вывод: Увеличение количества формальных ограничений, наоборот, усилит интерес к заданию, заставит предельно сконцентрироваться на его выполнении, потребует перебрать множество различных вариантов для решения. Добившись успеха, ученик ощутит, что он действительно поднялся еще на одну ступеньку в своем владении речью, что станет для него лучшим стимулом при дальнейшем освоении языка.

Читать по теме:
4 упражнения с тавтограммами на занятиях по русскому языку

Словесные игры для развития речи обучающихся

Лингвистические игры на занятиях по русскому языку в вузе

Автор статьи: Титов Олег Анатольевич -кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Ярославского государственного педагогического университета.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *