Интерактивные рабочие листы как новый способ познавательной активности детей (на примере поиска весеннего пробуждения природы)

преподаватель Нижнетагильского педагогического колледжа №2, Отличник Просвещения, Ветеран педагогического труда.
Эксперт: в области педагогики и методики преподавания в начальной школе

Современному учителю и родителю, чтобы разнообразить самостоятельную деятельность учащихся, могут пригодиться Интерактивные рабочие листы (ИРЛ). В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.

Что такое ИРЛ?

Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.

Авторами идеи являются Людмила Рождественская и Мария Смирнова.

Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:

  • включение элементов теста: открытые и закрытые задания.
  • организации работы с текстом.
  • проблемные задания с пошаговым выполнением.
  • задания, направленные на умение классифицировать, структурировать.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д.

Как работать с ИРЛ?

  1. Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
  2. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, в активную работу ученика с ним.
  3. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации, как бумажных, так и Интернет-источников.
  4. Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вероятность одинакового заполнения крайне мала.
  5. Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды – и вот готов уже новый лист.

Сервисы для создания ИРЛ:

  1. Google-формы – Это может быть документ, либо рисунок, либо презентация. В данном случае была использована форма google-рисунок. С помощью стандартной панели инструментов, выбирая в ней коллекции фигур, таблиц, стрелок, линий, а также средств для их раскрашивания, можно создавать практически любые красочные и запоминающиеся листы.
  2. Wizer – открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание, заполнение пропусков в тексте, заполнение комментариев к изображению, таблицы, аудиозапись фрагмента.

Пример применения ИРЛ

С ребенком 5 лет идем гулять на улицу и берем с собой камеру, чтобы запечатлеть “признаки весны”.

Обнаружили шесть.

 

Когда весна будет более заметна, кроме камеры возьмём еще один инструмент – “весноискатель”. 

Благодаря «весноискателю» удалось собрать и оформить листок наблюдений.

В сервисе Wizer оформляем находки в ИРЛ, который поможет вовлечь ребенка в систематизацию собственных наблюдений.

Наш ИРЛ «Весеннее пробуждение» включал 7 заданий на основе различных веб-сервисов: признаки весны, весенние звуки, первые цветы, загадки, весна в живописи, галерея рисунков.
Как видим, интерактивный рабочий лист имеет формат нового способа познания мира детьми, к которому можно обращаться неоднократно.

Другие интерактивные листы:

Для проверки ответов учащихся пользователь входит в свою учетную запись Wizer, нажимает кнопку «My Worksheets» («Мои рабочие листы») в верхнем меню слева, далее выбирает нужный рабочий лист и загружает его щелчком по изображению. После чего нужно нажать кнопку «Answers» («Ответы»).

Большинство типов вопросов оценивается автоматически, поэтому проверка занимает минимум времени. Однако задания с открытым ответом потребуют ручной проверки.
Добавить отзыв о работе или дополнительные комментарии пользователь сможет в диалоговом окне, расположенном в нижней части листа с ответами ученика. Отзыв необходимо сохранить и отправить.

Современные технологии позволяют сохранять, модифицировать, вносить коррективы хоть миллион раз. Даже малыши, которые только учатся читать, с удовольствием будут перемещать по экрану карточки, решать задания, а старшеклассники с головой уйдут в разбор темы.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *