Современному учителю и родителю, чтобы разнообразить самостоятельную деятельность учащихся, могут пригодиться Интерактивные рабочие листы (ИРЛ). В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей – от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.
Что такое ИРЛ?
Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.
Авторами идеи являются Людмила Рождественская и Мария Смирнова.
Разработать ИРЛ может любой учитель на любом предметном содержании, набор способов для разработки листа можно попытаться выделить:
- включение элементов теста: открытые и закрытые задания.
- организации работы с текстом.
- проблемные задания с пошаговым выполнением.
- задания, направленные на умение классифицировать, структурировать.
Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества класса, группы и т.д.
Как работать с ИРЛ?
- Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
- Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, в активную работу ученика с ним.
- Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации, как бумажных, так и Интернет-источников.
- Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вероятность одинакового заполнения крайне мала.
- Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды – и вот готов уже новый лист.
Сервисы для создания ИРЛ:
- Google-формы – Это может быть документ, либо рисунок, либо презентация. В данном случае была использована форма google-рисунок. С помощью стандартной панели инструментов, выбирая в ней коллекции фигур, таблиц, стрелок, линий, а также средств для их раскрашивания, можно создавать практически любые красочные и запоминающиеся листы.
- Wizer – открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание, заполнение пропусков в тексте, заполнение комментариев к изображению, таблицы, аудиозапись фрагмента.
Пример применения ИРЛ
С ребенком 5 лет идем гулять на улицу и берем с собой камеру, чтобы запечатлеть “признаки весны”.
Обнаружили шесть.
Когда весна будет более заметна, кроме камеры возьмём еще один инструмент – “весноискатель”.
Благодаря «весноискателю» удалось собрать и оформить листок наблюдений.
В сервисе Wizer оформляем находки в ИРЛ, который поможет вовлечь ребенка в систематизацию собственных наблюдений.
Наш ИРЛ «Весеннее пробуждение» включал 7 заданий на основе различных веб-сервисов: признаки весны, весенние звуки, первые цветы, загадки, весна в живописи, галерея рисунков.
Как видим, интерактивный рабочий лист имеет формат нового способа познания мира детьми, к которому можно обращаться неоднократно.
Другие интерактивные листы:
- Котельникова Н. Воробей домовый или городской
- Котельников Н. Кто такие птицы Рабочий лист для учащихся начальной школы по окружающему миру
- Котельникова Н. Легенды Балаклавы
- Котельникова Н. Этот непонятный «Черный квадрат»
- Котельникова Н. Молоко дает корова, чтобы были все здоровы
Для проверки ответов учащихся пользователь входит в свою учетную запись Wizer, нажимает кнопку «My Worksheets» («Мои рабочие листы») в верхнем меню слева, далее выбирает нужный рабочий лист и загружает его щелчком по изображению. После чего нужно нажать кнопку «Answers» («Ответы»).
Большинство типов вопросов оценивается автоматически, поэтому проверка занимает минимум времени. Однако задания с открытым ответом потребуют ручной проверки.
Добавить отзыв о работе или дополнительные комментарии пользователь сможет в диалоговом окне, расположенном в нижней части листа с ответами ученика. Отзыв необходимо сохранить и отправить.
Современные технологии позволяют сохранять, модифицировать, вносить коррективы хоть миллион раз. Даже малыши, которые только учатся читать, с удовольствием будут перемещать по экрану карточки, решать задания, а старшеклассники с головой уйдут в разбор темы.
Другие статьи автора
Статьи по теме
- Как организовать и провести образовательный квест
- Образовательный межпредметный онлайн-квест “По следам капитана Гранта”: принципы создания, сценарий и инструменты
- Электронные тетради: создание, структура, примеры
- Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере)
- 5 интернет-сервисов, которые необходимы онлайн-преподавателю