Инклюзия и специальные классы: противоречие или оправданная мера?

Aвтор материала: Шевелёва Дария Евгеньевна -
педагог-психолог, аспирант Центра педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО (Москва)
Эксперт: в области коррекционной педагогики и психологии, инклюзии, педагогической компаративистики

Распространяющаяся инклюзия базируется на идеях равенства образовательных прав для всех детей, обучения детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми и готовности массовой школы к удовлетворению особых образовательных потребностей. Заключающиеся в инклюзивном образовании гуманистические ценности отрицают любой вид сегрегацию, выделение учеников с ОВЗ в особую группу и возможные препятствия для их контактов со сверстниками без психофизических патологий.

Сегрега́ция (позднелат. segregatio «отделение») — политика принудительного отделения какой-либо группы населения.

Но при переходе  к практической деятельности в массовой школе возникает ряд вопросов, связанных с непосредственной организацией обучения в общеобразовательных классах.

Вопросы: 

  1. форма патологии (и ее тяжестью) у ученика.
  2. дидактические ресурсы, требуемыми для обучения учеников.

В специальной педагогике разных стран накоплен достаточный материал об особенностях обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сочетанными нарушениями и нарушениями аутистического спектра.

Также, в условиях перехода к интеграции детей с ОВЗ в массовую школу, учеными и практиками от инклюзии была сформулирована позиция о взвешенной и нефорсированной позиции при включении ребенка с тем или иным отклонением развития в общеобразовательный класс.

На сегодняшний день утвердилось положение: общеобразовательная школа располагает ограниченными ресурсами (или ими не располагает) для обучения детей с выраженными и сложными патологиями, то есть в отношении этих детей она не может проводить полноценную интеграцию.

Решением этого вопроса явилось создание нескольких моделей образовательных учреждений для детей с ОВЗ; каждая из этих моделей содержит указание на организационную форму, внутри которой происходит обучения и одновременно определяются время и вид (для каких целей) взаимодействия со здоровыми детьми.

Польская «Модель каскада» И. Коссевской

При анализе возможностей массовой школы и форм обучения, предпочтительных для детей с патологией различной степени тяжести, автор разделяет образовательную и социальную интеграцию.

Образовательная интеграция: обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.

Социальная интеграция: контакты со здоровыми детьми, совместное времяпрепровождение.

Дети с легкой степенью отклонений

  • имеют возможность постоянно обучаться в общеобразовательном классе, получая необходимую им педагогическую поддержку.

Поддержка выражается как в индивидуальном подходе к ученику, так и в помощи ребенку (в случае необходимости) дополнительного педагога системы специального образования; поддержка происходит внутри общеобразовательного класса.

Такая модель включения позволяет говорить о полной образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ группу здоровых учеников.

Дети с умеренной степенью отклонений развития

  •  сочетание обучения в общеобразовательном и вспомогательном (коррекционном) классе.

Обучение в общеобразовательном классе сопровождается индивидуализацией педагогических подходом и помощью дополнительного педагога, постоянно присутствующего на уроках и, в случае необходимости, консультирующего основного учителя по специфическим вопросам обучения детей с ОВЗ.

Такая организация обучения, внутри которой сочетаются его совместная и раздельная формы, указывает на частично образовательную и глубокую социальную интеграцию детей с ОВЗ.

Дети со значительными нарушениями развития

  • рекомендуется исключительно социальная интеграция и обучение в специальных классах, организованных в массовой школе.

Контакты и взаимодействие со здоровыми детьми происходят во внеучебное время – в столовой, во время занятий гимнастикой и музыкой, в рамках дополнительного образования (в кружках).

Для детей с глубокой степенью нарушений психофизического развития образовательная и социальная интеграция недоступны.

Российской педагогикой принята аналогичная позиции недопустимости перехода к тотальной интеграции и о сохранении системы специальных классов.

Российская модель Института коррекционной педагогики РАО (Москва)

Полная интеграция

  • эффективна для детей, уровень психофизического и речевого развития которых соответствует (или близок) возрастной норме; дети этой группы признаются готовыми к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

Комбинированная интеграция

  • сочетание обучения в общеобразовательном классе и специальных занятий, которые проводятся учителем-дефектологом.

Эта форма интеграции рекомендуется для детей, уровень психофизического и речевого развития которых отстает от возрастной нормы.

Частичная интеграция

  • рассматривается как организационная форма для детей, обучение которых проводится по специальным программам в коррекционных классах, и предусматривает общение со здоровыми детьми во внеурочное время (например, в группе продленного дня).

Временная интеграция

  • подразумевает объединение детей с разным уровнем психофизического развития для проведения различных мероприятий (не реже 2-х раз в месяц).

Дети с ОВЗ имею уровень развития существенно ниже нормативного.

Система гибких классов

  •  организуются для необходимой в своем объеме педагогической поддержки ученикам с особыми образовательными потребностями.

Целями объединения в отдельную группу детей с ОВЗ являются:

  • помощь в изучении наиболее сложных тем и проведение коррекционных занятий.

Обучение в «гибких» классах для детей носит непостоянный характер, его интенсивность и продолжительность зависят от образовательных возможностей ребенка и учебного плана.

Например, допустим вариант, при котором обучение происходит преимущественно в общеобразовательном классе, в особую группу ученики с ОВЗ выделяются, например, для написания контрольных работ.

Безусловно, описанные варианты интеграции весьма трудоемки для массовой школы, так как требуют неукоснительного соблюдения принципа индивидуального подхода в отношении учеников с ОВЗ. В процессе предварительной диагностики и сбора данных об интеллектуальном развития и способности обучаться без значительной и постоянной коррекционной помощи называется доступный объем занятий в общеобразовательном классе и их соотношение с временем обучения ребенка в специальном (коррекционном) классе.

Заметим, что также на протяжении школьного обучение рассчитанное соотношение может изменяться в зависимости от динамики психического развития детей – приближения к нормативным показателям или увеличения разрыва с интеллектуальным уровнем здоровых детей. Тем самым должен пересматриваться выбор модели включения в пользу большей и меньшей по времени интеграции в общеобразовательный класс.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *