Игры на занятиях по «Русскому речевому этикету» для иностранных обучающихся

Русский язык считается одним из наиболее сложных для изучения языков. Для иностранных студентов, обучающихся непосредственно в России, задача изучения русского языка усложняется и в силу психологических причин (новая для них культура, оторванность от привычных условий жизни). Поэтому необходимо не только обеспечить максимальную эффективность усвоения студентами иностранного языка, но и помочь им преодолеть психологические барьеры в процессе обучения. Этого можно добиться с помощью игровых заданий.

Игровые задания

Игра – это деятельность, свойственная людям с рождения до старости, деятельность, через которую
человек познает мир; игра – это зачастую своеобразная предварительная тренировка перед серьезным делом, которое предстоит человеку в жизни.

Популярность игровых заданий при обучении языку совершенно обоснована: эффективное средство создания коммуникативной ситуации на уроке, позволяющее приблизить процесс
обучения к условиям естественного речевого общения.

Многие игры представляют собой коллективную форму работы. В таких играх значительно увеличивается объем речевой деятельности учащихся. Кроме того, работа в парах или хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, то есть игра помогает снять «психологические барьеры».

Игра дает возможность студентам оценить себя на фоне других, создает атмосферу здорового соревнования, благодаря чему мобилизуется творческих потенциал учащихся.

Варианты игр в курсе «Русский речевой этикет»

Цель курса «Русский речевой этикет» – сформировать у иностранцев, изучающих русский язык, навык вежливого, этичного речевого поведения, которое соответствовало бы нормам, принятым в современном российском обществе в различных сферах общения (бытовой, культурной, официально-деловой).

Упражнение «Настойчивый друг»


Отрабатываются конструкции приглашения, согласия, отказа.

Суть: игра проводится по парам. Один из играющих добивается согласия другого на свою просьбу, предложение, настаивает на выполнении своего желания, а другой отказывается, объясняя причину своего отказа. Проигрывает тот, кто первый сдастся, то есть не найдет, что сказать.

Например, между студентами может произойти следующий диалог:
– Давай в субботу сходим на концерт Валерии.
– Извини, но я не могу.
– Но это же твоя любимая певица.
– Да, но в субботу я пойду в библиотеку. Нужно готовиться к экзамену.
– Концерт начинается в 19.00, а в библиотеку можно сходить утром. Концерт нельзя пропускать, Валерия будет выступать с новой программой.
– Я смотрел ее концерт по телевизору.
– Если честно, я уже купил билеты.
– Ничего страшного, пригласи кого-нибудь другого.
– Я хотел сделать тебе сюрприз.

и т.д.

Упражнение «Мне нужен твой совет»

Суть: в процессе этой игры отрабатываются речевые конструкции по теме «Совет».
Для игры необходимо заранее подготовить карточки по количеству студентов в группе с описанием разных проблем. Каждый студент получает карточку и описывает друзьям свою проблему, указанную в ней. Другие участники игры дают советы, как эту проблему решить. Студенты должны использовать разные конструкции выражения совета, не повторяясь. Тот, кто дал лучший совет, получает один балл. Побеждает тот, кто по итогам игры получит больше баллов.

Игру хорошо проводить в маленьких группах, так как если группа студентов большая, то игра может затянуться.

Пример карточек:

1. Вы ищете работу. У вас есть два варианта: работа неинтересная, но
высокая зарплата; работа интересная, но зарплата низкая.
2. Вы любите рок-музыку. Но вашим родителям это не нравится. Из-за этого вы постоянно ругаетесь с ними.
3. Вы живете и учитесь в чужой стране уже три месяца, но у вас совсем нет друзей.
4. Вам не нравится ваша работа.

Упражнение «Дозвонись до друга»

Суть: данная игра позволяет отработать конструкции для ведения телефонного разговора.
Студенты записали номера телефонов своих друзей, но забыли написать, кому какой номер принадлежит.

Поэтому им придется звонить по всем телефонам наугад до тех пор, пока они не дозвонятся с определенной
целью до нужного им человека.
Каждый студент получает двустороннюю карточку: на одной стороне – задание и номера телефонов друзей, на другой – его имя и номер телефона.

Пример карточки:

Первый участник проговаривает один из телефонных номеров. Участник, который услышал свой номер телефона, отвечает на звонок. И дальше следует диалог: либо студент ошибся номером, либо позвонил правильно.

Возможные задания:
1. Позвоните Александру и пригласите его в кино.
2. Позвоните Ирине и попросите ее помочь вам купить билет на самолет.
3. Позвоните Татьяне и пригласите ее в театр на «Лебединое озеро».
4. Позвоните Наталье и пригласите ее в кафе, которое находится в центре города.
5. Позвоните Екатерине и поблагодарите ее за помощь.
6. Позвоните Дмитрию и поздравьте его с днем рождения.
7. Позвоните Елене и поздравьте ее с Новым годом.
8. Позвоните Марине и пожалуйтесь ей на свои проблемы.
9. Позвоните Анне и извинитесь.
10. Позвоните Светлане и поздравьте ее с днем рождения

Вывод: Как видно из заданий, данная игра не ограничивает нас лишь отработкой конструкций для ведения телефонного разговора. Исходя из  примеров заданий, мы также можем повторить конструкции по таким темам, как «Приглашение», «Просьба», «Благодарность», «Извинение», «Жалоба», «Поздравление».

Читать по теме:

Словесные игры для развития речи обучающихся

Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе

4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы

Автор: Куйдина Елена Петровна —  кандидат филологических наук, преподаватель
кафедры гуманитарных наук и искусств филологического факультета Воронежского государственного университета (г. Воронеж, Россия)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *