Диктант: специфика применения в техническом вузе

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Применяют ли диктанты в технических вузах? Какие виды возможно использовать на занятиях? Методика проведения разных видов диктантов.

Преподаватели лингвистических дисциплин в технических вузах используют такую форму проведения контроля как ДИКТАНТ. Для чего? Для того, чтобы закрепить шаблонные грамматически и лексически варианты нормы и для формирования терминологической грамотности будущих специалистов.

Однако, преподавателям технических вузов следует знать, что не все виды диктантов возможно использовать в работе.

Применяем:

Терминологический диктант. Работа с терминами должна вестись непрерывно на всех этапах обучения слушателей, курсантов и студентов, соответственно, в объем диктантов должны включаться, по возможности не только лингвистические термины, но и общефилософские, а на старших курсах и специальные, которыми преподавателю, работая в техническом вузе, необходимо овладеть.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxМетодика проведения:

1. На доску выводятся слова, слушатели записывают их и расставляют ударения (орфоэпический диктант).

2. Преподаватель выводит на экран изображение предмета или явления, действия, а слушатели записывают их согласно грамматическим нормам (грамматический диктант).

3. Преподаватель дает толкование термину, а обучающиеся должны записать его самостоятельно (лексические диктанты).

4. Преподаватель выводит на экран/доску термины, а слушатели должны дать им определения.

48px-AlertНапример: Диктант №1. Дать определение терминам, расставить ударения.

1. Анализ
2. Аргумент
3. Верификация
4. Средства
5. Генезис
6. Интеграция
7. Синтез
8. Ассимиляция
9. Вероятность
10. Дифференциация

Данные термины часто входят в составные термины по специальности (например, Дифференциальный тепловой пожарный извещатель, Вероятность безотказной работы, Ассимилирующая способность водного объекта и т. д.), именно поэтому мы закрепляем их значение с помощью диктанта. Для отбора терминов можно воспользоваться словарем «Терминологическая культура специалиста пожарнотехнического профиля».

Свободный диктант – это такая запись воспринимаемого на слух текста, когда обучающимся предоставляется право свободного выбора слов и речевых конструкций для изложения данного содержания.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxМетодика проведения:

  • Преподаватель подбирает профессиональный текст, достаточно насыщенный нужными предложениями или оборотами, делит его на 3–4 части (в зависимости от методических соображений).
  • Из текста отбирает предложения или обороты, предназначенные для обязательного использования учащимися и для записи на доске в виде рабочих материалов.
  • Перед выполнением этого упражнения преподаватель разъясняет цель работы, обращает внимание обучающихся на рабочие материалы, записанные на доске, показывает, как они должны быть использованы при письме.
  • Во вступительном слове преподаватель может указать обучающимся, что в тексте диктанта содержатся ошибки и что их необходимо устранить согласно рабочим материалам, имеющимся на доске.
  • Потом читается весь текст диктанта.
  • Затем учитель читает первую часть один или, если текст трудный, два раза, обращая внимание учащихся на доску, где нужные конструкции (рабочие материалы) записаны полностью, или фрагментарно изображены схематически, а обучающиеся письменно воспроизводят эту часть.
  • Аналогичная работа проводится с другими частями текста.

Для обучающихся Академии ГПС МЧС в качестве текста свободного диктанта можно предложить научные статьи на профессиональные темы. Именно они будут отражать практику применения пунктуационных, орфографических, терминологических и стилистических знаний обучающихся.

48px-AlertНапример: Диктант №2. К вопросу о техносферной безопасности (отрывок для примера).

Для решения проблем безопасности любой общественно-экономической формации требуется организованная деятельность всех его членов в решении и выполнении научных, технических, политических, экономических и социальных задач, которые влияют на социально-экономические потери в обществе от объектов техносферы (пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий) и от процессов в атмосфере,гидросфере,геосфере и биосфере (ураганов, наводнений, морозов). В последнее время все чаще появляются публикации различного уровня (от статей в СМИ и научно-популярных журналах до научных трудов и проектов) о создании систем комплексной безопасности, которые должны изменить тенденции роста происшествий и чрезвычайных ситуаций в нашей стране. И т.д.

Как же оформлять рабочие материалы?

Это зависит от того, каков характер изучаемой темы, какова степень подготовленности обучающихся к выполнению упражнения, какие учебные задачи решаются. Здесь обширное поле для творчества педагога. Можно использовать линейные схемы, кластеры, интеллект-карты, инфографику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *