Бесценные помощники: комиксы Херлуфа Бидструпа на уроках русского языка как иностранного

Aвтор материала: Виктория Максимова -
преподаватель русского языка как иностранного, переводчик.
Эксперт: в области лингвистики и методики преподавания языков
Проект автора: Сторителлинг в РКИ

Комиксы Херлуфа Бидструпа знакомы всем преподавателям РКИ. Они хороши своими смешными и неожиданными концовками, в них есть добрый юмор, ирония, парадоксы, тонко подмеченные житейские и бытовые ситуации.

ВЕБИНАР ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

На сайтах, где собраны коллекции рисунков Бидструпа (например, здесь), они объединяются по определенным темам:  «Животные», «Дети», «Забавные случаи», «Он и Она» и т. п. Эта  классификация вполне подходит, если хочется себя просто развлечь, но не всегда годится для уроков РКИ.

Преподаватели РКИ нередко отбирают комиксы по грамматическому принципу:

  • на отработку глаголов движения,
  • несовершенный и совершенный вид,
  • работа с падежами,
  • безличные конструкции,
  • стойчивые выражения и так далее.

Но такой грамматический взгляд на истории Бидструпа тоже не самое лучшее решение. Задача преподавателя охватить не только грамматику или тематику, но и сюжеты, характеры, героев.

Попробуйте посмотреть на эти истории под другим углом.

Сквозная идея

Современные учебники иностранных языков нередко населены сквозными персонажами. И чем больше интригуют истории, которые случаются с ними, тем интереснее читать диалоги и тексты с их участием. Этот же подход можно использовать и для комиксов Бидструпа.

Сюжеты его историй и случаев настолько разнообразны, что их можно комбинировать в разных сочетаниях. И тогда у вас
получится целый сборник увлекательных рассказов, с которыми можно работать весь год.

Жанры такой подборки могут быть разными.

Семейная сага

Вы как бы листаете семейный альбом и рассказываете очередной эпизод из жизни воображаемого дедушки, маминого брата, собственных родителей:

Например, где и как познакомились.
Почему брат вашей бабушки всю жизнь был холостяком.

Как мой брат однажды чуть не потерялся

  1. Свяжите персонажи разрозненных историй родственными или дружескими связами, дайте им имена и фамилии.
  2. Можете для большей достоверности взять фотографии в интернете, распечатать их и вклеить в реальный альбом, рассматривать и оживлять их картинками Бидструпа.
  3. Или это может быть альбом фотографий, который вы, якобы, случайно купили на блошином рынке. Или рассказы друга вашей семьи.

Почти детективные истории

По аналогии загадочных историй мисс Марпл, которая по последней или промежуточной картинке (почему бы и нет?!) постепенно восстанавливает весь ход событий.

  • Что было до этого эпизода?
  • Что произошло потом?

 «Как вы думаете, что будет дальше?» или «Что бы вы сделали в такой ситуации?» будут действительно мотивированными, а не искусственно придуманными учителем.

Вместо «мисс Марпл» можно придумать некого пенсионера, чересчур любопытную консьержку (дворника, бармена, нищего на углу), которые незаметно для всех ведут дневник, наблюдают за жизнью прохожих или своих соседей и знают о них гораздо больше, чем можно представить.

Городская хроника

Пусть это будут, например, заметки из раздела происшествий («В пять утра на центральной площади был арестован мужчина. В руке он держал пистолет, кричал: «Я убил ее, я просто убил ее!» и громко и смеялся». Он рассказал полицейским следующее… ) или статья экологов, которые хотят, чтобы вокруг города были зоны для пикников, потому что городские жители не умеют себя вести за городом.

Сюжеты:

  • Дачники неожиданно поддержали их протест.
  • Анималисты хотят закрыть городской зоопарк, он не интересен детям.
  • На привокзальной площади художник нарисовал картинки, уже пять женщины заявили в полицию, что он публично раскрыл тайну их личной жизни.
  • Перепечатываем рассказ одного бомжа, который завел блог, и пишет о разных случаях в городском парке.

Порядок работы: 

  1. Придумайте городку название и всю его топографию: нанесите его на карту; расскажите, где он находится, как называются его улицы и площади, пригороды, театры, вокзалы, заведения, где случаются разные события или которые были местом событий в прошлом. Придумайте этому городу традиции и местные праздники.
  2. Но лучше, если все эти подробности придумают сами ученики по вашим наводящим вопросам. Тогда с городом, который они сами построили и постепенно заселили, у ваших учеников образуется прочная эмоциональная связь. В такой город они будут всегда охотно возвращаться за новыми эпизодами.
  3. А у вас вместе с очередным приключением очередного героя всегда будет повод повторить лексику, которая требует постоянного внимания: календарные даты, названия месяцев, дней недели, числительные, как ориентироваться в городском пространстве, этикетные фразы, устойчивые выражения и т. д.

Никаких спойлеров

Никогда не показывайте картинку целиком.

Если чтение интригующего текста на иностранном языке требует определенных усилий и времени, то с картинкой дело обстоит иначе: по ней можно пробежаться взглядом за десять секунд – и вот уже интерес учеников удовлетворен. Дальше, с их точки зрения, пойдет нудная работа, которая зачем-то нужна только учителю.

Выход  есть! Показывать историю постепенно, по одному-двум эпизодам. Чтобы разжечь любопытство, в конце очередного эпизода можно спрашивать: «Как вы думаете, что будет дальше?». Или задавать такой вопрос если не в каждом эпизоде, то в тех, где происходит неожиданный поворот сюжета. Выделите для себя такие эпизоды.

  • Для этого всю картинку придется разрезать на отдельные эпизоды.

Не страшно, если вы не уверенный пользовать графических программ: достаточно обработать картинку в простенькой программе Paint из стандартного пакета Office.

  •  Отдельные эпизоды можно вклеить на половинки листа А4, распечатать и показывать постепенно. А если вы заламинируете эти картинки, то они станут практически вечными.
  • Еще лучше иметь к каждой истории комплект – отдельные эпизоды и картинку целиком. Эпизоды вы будете использовать для постепенного ввода и отработки лексики, а всю картинку – для тренировки навыков монологической речи или творческих заданий. На отдельных эпизодах очень удобно отрабатывать лексику по принципу циклических вопросов, как это делается в методе сторителлинга: общие вопросы (да/нет), вопрос на альтернативный выбор (или), специальные вопросы (кто? что? куда? с кем? где? чем? почему?).
  • С отдельными эпизодами также удобнее работать, когда надо проверить усвоенную лексику или обороты. В той же графической программе добавляем к картинке нужное: облачка для реплик, стрелки, вопросительные знаки, окошки, куда ученики будут вписывать нужное.

Не рассказывайте историю, а расспрашивайте о ней

Чтобы стимулировать активное слушание и участие учеников в истории преподаватели, работающие по методу сторителлинга советуют не столько рассказывать историю, сколько расспрашивать о ней:

  • учитель намечает «скелет истории» (по одному предложению под каждой картинкой-эпизодом), а все остальные подробности пусть предложат ученики (как звали героя рассказа, какого цвета на нем было пальто и шапка, во сколько всё произошло, сколько времени он ждал и т. п.).
  • Такой «снежный ком» не только поможет насытить историю подробностями и сделать ее интереснее, но и заставит учеников активно участвовать в уроке.

Расставьте ловушки

При закреплении той или иной лексики можно использовать рассказы-ловушки:

учитель вслух читает текст того или иного эпизода или всей картинки, у учеников есть тот же текст, но с пустыми рамками в некоторых местах. Ученики следят за текстом глазами и должны успеть вписать услышанные слова в пустые рамки.

Ловушка в том, что учитель читает не тот текст, который ученики уже слышали при первой презентации истории и который они уже хорошо запомнили, а немного другой.

Чтобы поддерживать внимание учеников, вводим в, казалось бы, знакомый текст элементы неожиданности – немного другие названия, другие предлоги, выражения, места действия. Такой прием отлично помогает повторить синонимы и антонимы.

Не давайте истории название

Оставьте это удовольствие ученикам. Начинайте искать заголовок, когда вся история уже будет рассказана, а все детали и подробности ясны. Одну и ту же историю каждый ученик воспринимает немного по-своему, это отразится и в их заголовках.

Варианты работы:

  • Устройте конкурс на самый остроумный заголовок, пусть один из учеников выписывает варианты на доске.
  • Или каждый по очереди выходит к доске и пишет свой.
  • Отдавайте предпочтение метафорам и переносному смыслу. Просите обосновать выбор.
  • Задавайте уточняющие вопросы, которые будут заставлять учеников снова и снова повторять лексику.
  • Решите вместе, какой заголовок самый удачный и точный.

Помимо прочего такая дискуссия даст вам бесценную информацию к размышлению: поможет вам лучше узнать самих учеников, особенности их характера, индивидуального воспитания и национального менталитета.

Вывод: Как видим, возможности, которые предоставляют комиксы Бидструпа для уроков РКИ – многочисленны. Уверена, что каждый учитель найдет в них подходящее для своих уроков и сможет придумать что-то своё.

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *