Аудиозаписи уроков устного слова для студентов-инофонов: методические рекомендации

Студенты-инофоны: кто они, каковы основные проблемы формирования фонетической компетенции (ритмика, инотация, организация устной речи) и как технически и методически создать для них библиотеку аудиоуроков.

Кто такой “инофон”

Словом “инофон” (“ино” – иностранный, иной, “фон” – звук, тон) называют человека, живущего/оказавшегося в непривычной для него языковой среде и являющегося носителем не только иностранного (чужого для страны проживания) языка как системы, но и носителем несколько иного восприятия мира.

Например, иностранные студенты в России, не знающие РЯ, – инофоны, как и российские студенты в зарубежных странах, не владеющие языком страны проживания.

Наиболее очевидным для всякого преподавателя вуза оказывается отставание иностранных студентов в практике устной речи, а, как следствие, в создании письменных работ научного стиля, поэтому приходится искать приемы и способы развития умения осуществлять научную речь.

Часто студенты-инофоны жалуются на то, что они не успевают воспринять то, что говорят преподаватели на занятиях по профильным дисциплинам, следовательно,  преподаватель русского языка в вузе, прежде всего, должен ставить перед собой задачу создания аудиозаписей уроков устного слова. Очевидно, что эти аудиозаписи должны быть иными, чем записи, предлагаемые для уроков по системе РКИ.

Это должны быть аудиозаписи разных типов:

  • записи устных уроков, связанные с закреплением орфоэпических норм;
  • записи, формирующие умение воспринимать тексты разных функциональных стилей речи;
  • записи, формирующие умение воспринимать учебно-научные и научные тексты, ориентированные на профиль обучения.

Типы аудиозаписей

Аудиозаписи первого типа должны не только представлять звуковую и акцентно-ритмическую форму отдельных слов. Они должны включать в себя образцы употреблений слова в речи, в нашем случае короткие предложения, помогающие запомнить верный звуковой образ слова. Уместно использовать мнемонические приемы.

Например: договóр. Мирный договóр не подписан до сих пор. Договóр – уговóр, договóры – уговóры. Здесь темп речи может быть замедленным.

Аудиозаписи второго типа должны представлять тексты разных функциональных стилей с послетекстовыми комментариями.

Основу таких аудиозаписей в основном составляют тексты художественного стиля. Однако невнимание к текстам других стилей, работа с которыми, безусловно, вызывает большие трудности, оборачивается низкой готовностью студентов к изучению профессионально значимых дисциплин.

Звучащий текст не должен быть объемным; комментарии предполагают перечисление главных лексических, морфологических, синтаксических особенностей прозвучавшего текста (не обязательно всех, но наиболее ярко представленных в выбранном тексте). Поскольку практика работы показывает, что студентам- инофонам трудно самостоятельно заниматься анализом текста, цель комментариев – дать лаконичный образец анализа. Темп речи здесь должен быть довольно быстрым.

Например, Официально-деловой стиль

Вариант письма-запроса

Уважаемые сотрудники коммерческого отдела!

Наша фирма намеревается приобрести новую офисную копировальную машину до конца финансового года. Нам хотелось бы ознакомиться с техническими характеристиками машин, имеющихся в продаже. Мы надеемся на то, что вы поможете нам выбрать модель, наиболее подходящую для работы в нашем офисе. Планируется, что копировальной машиной будут пользоваться три секретаря; приблизительный объем работы – 5000 копий в месяц. Мы хотели бы иметь аппарат с коллатором, хотя редко делаем 25 копий одновременно. Просим сообщить условия гарантии и обслуживания. Надеемся на скорый ответ и напоминаем, что наш финансовый год заканчивается 30 июня 2017 г.

С уважением, директор ООО «Квадро» А. А. Мытников

Комментарии (после паузы). Обращаем внимание на следующие языковые особенности текста. Он характеризуется стандартизованностью, так как создан по определенной форме (это модель письма-запроса). Жанр письма-запроса регламентирует выбор этикетных формул и диктует необходимость использования канцелярских оборотов: «просим сообщить…», «напоминаем, что…». Смысловая точность высказываний обусловлена точностью словоупотребле ний, использованием технической и экономической терминологии (коллатор, финансовый год), использованием номенклатурной лексики (ООО «Квадро»). К  числу типичных для деловой речи языковых оборотов относится аналитическая форма для выражения сравнения – «наиболее подходящую (модель)».

Аудиозаписи третьего типа должны представлять научные тексты, ориентированные на профиль обучения. Сложность заключается не только в подборе таких текстов (специальности студентов-инофонов разные), но и в форме их подачи. Известно, что проблема отбора и классификации текстового материала решается в настоящее время неоднозначно.

Думается, в нашем случае целесообразнее предлагать учебно-научные тексты небольшого объема, усвоение содержания которых будет проверяться послетекстовыми вопросами. Уместным было бы привлечение специалистов профильных дисциплин к работе по подбору текстов.

Приводим образец текста для студентов-инофонов технических специальностей («Машиностроение и технологическое оборудование»). Темп чтения текста быстрый. В аудиозаписях этого типа лучше использовать тексты с названием.

Промышленные роботы

Интеллектуальная робототехническая система включает объ- екты управления совместно со средой, в которой она работает. Промышленные роботы, являющиеся главной составляющей ро- бототехнического комплекса, представляют собой универсальное средство комплексной автоматизации производственных процессов в современном машиностроении и приборостроении. При создании первых промышленных роботов в  начале 60-х  гг. и вплоть до сегодняшнего дня за образец принимают двигательные возможности руки человека. Именно стремление заменить человека на тяжелых и утомительных работах обусловило возникновение и быстрое развитие промышленной робототехники.

Основными составными частями промышленного робота являются исполнительное устройство, рабочий орган и устройство управления.

Функции исполнительного устройства заключаются в осущест- влении движения. В  исполнительное устройство входят манипуля- тор и устройство передвижения.

Манипулятор обеспечивает выполнение всех движений, необхо- димых для перемещения объектов манипулирования (деталей, ин- струментов) в пространстве, например в системе координат X, Y, Z. Устройство передвижения предназначено для транспортирова- ния всего манипулятора. Его рассматривают и проектируют как са- мостоятельный объект в том случае, когда манипулятор необходимо перемещать на значительные расстояния в цехе. Например, использу- ется тележка для передвижения манипулятора по проходам цеха или портал (мост) для передвижения манипулятора над оборудованием. В  ряде случаев подобные устройства включаются в  состав самого манипулятора (например, напольные столы с направляющими). Рабочий орган служит для непосредственного выполнения транспортной или технологической операции.

В  зависимости от типа рабочего органа промышленный робот может сваривать де- тали, укладывать их на конвейер или в контейнер, окрашивать, очи- щать поверхности, сверлить, фрезеровать, кантовать и др.

Устройство управления предназначено для формирования про- грамм и управления приводами, осуществляющими движение мани- пулятора. Манипуляторы промышленного применения с  устройством управления, имеющими жесткую (неизменяемую) программу, являются автооператорами. С  их помощью выполняются простые транспортно-загрузочные операции, а сами они имеют ограничен- ные двигательные функции. Манипулятор промышленного приме- нения с  устройством управления, позволяющим перепрограммирование, является промышленным роботом. Под перепрограммированием понимается возможность менять программу автоматически или с участием оператора.

Таким образом, промышленный робот является манипулятором с  развитыми двигательными функциями, аналогичными функции руки человека, способным передвигать рабочий орган по достаточ- но сложной траектории.

Термином «рука промышленного робота» обычно обозначается та основная часть манипулятора, которая включает его конечные элементы, несущие рабочий орган. В  процессе совместного движения плеча, локтя и кисти рука промышленного робота перемещается по сложной траектории. При этом могут быть выполнены технические операции, связанные с  движением по заданному контуру и обходом различных препятствий. Помимо перемещений руки робота, копирующих движения руки человека, в  компоновках используются также другие перемещения, расширяющие двигательные возможности и упрощающие конструкцию промышленного робота.

В целом в своем составе помимо руки робот может иметь и другие устройства, служащие для кругового, линейного вертикального и горизонтального перемещения всей руки. К  числу переносных (основных) относятся те степени подвижности, движения которых (движения плеча, локтя руки, поворота, подъема) необходимы для переноса захватного устройства в пределах всей рабочей зоны. К числу ориентирующих (локальных) относятся степени подвижности, движения которых связаны с непосредственными функциями рабочего органа – движения кисти и рабочего органа. Все виды движений рабочего органа промышленного робота выполняются в пространстве, которое называется рабочей зоной. (По материалам лекций К. Н. Войнова)

Вопросы к тексту:

1. Чем обусловлено быстрое развитие робототехнической техники?

2. Что представляет собой промышленный робот?

3. Что называют рукой промышленного робота?

4. Какие технические операции могут быть выполнены рукой промышленного робота?

5. Какими степенями подвижности обладает промышленный робот?

Разумеется, одних аудиоматериалов недостаточно. Практика показывает, что нужны комплекты печатных текстов. Эти комплекты должны включать в себя тексты разных функциональных стилей с выделением главных грамматических явлений, возможно, с некоторыми комментариями в скобках или после текста. В этих комплектах должны быть тексты, предложенные для реферирования, так как часто студенты-инофоны жалуются на то, что не успевают в необходимом объеме записывать что-либо на занятиях.

Как создать хорошую аудиозапись для студентов самостоятельно

Оборудование для записи

Вам понадобится:

  • компьютер;
  • микрофон;
  • наушники;
  • программа для записи и редактирования аудио.

Встроенный в компьютере микрофон или гарнитура с микрофоном  – можно использовать, но качество будет крайне низкое.

Если вы планируете записывать много учебных текстов, то рекомендуется приобрести: отдельный микрофон, стойку к нему, поп-фильтр (фильтр для микрофона, снижающий звуковые помехи от дыхания человека), акустический экран.

Программы для записи и редактирования аудио

Существуют различные программы для записи и редактирования аудиофайлов.

Можно порекомендовать программу Audacity:

  • бесплатная;
  • обладает простым и понятным русскоязычным интерфейсом;
  • доступна для Windows и Mac;
  • достаточное количество различных функций: можно сделать запись, убрать лишние фрагменты, убрать шумы, отрегулировать громкость и пр.

Для компьютеров Mac встроена бесплатная GarageBand, которая является по сути виртуальной студией звукозаписи.

Из платных и не очень дорогих вариантов – Adobe Audition CC. Позволяет микшировать, монтировать и создавать качественный аудиоконтент с помощью большого набора инструментов.

Авторы:

Анциферова Ольга Николаевна – кандидат филологических наук, кафедра русского и иностранных языков ФГАОУ ВПО “Российский государственный профессионально-педагогический университет” (Екатеринбург).

e-mail: antiferova@pochta.ru

Лапухова Оксана Витальевна – соучредитель портала EduNeo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *