Артикуляционная гимнастика для преподавателей: работаем над произношением

Речь – основной  рабочий инструмент преподавателя, следовательно, неумение  говорить четко и внятно,  а также наличие дефектов  в произношении звуков, могут усложнить жизнь не только вам, но и вашим слушателям. Из опыта работы.

Одним из самых трудных звуков  речи является звук «р-рь» — неумение его произносить или трудности в его вопроизведении  (картавость), затрудняют понимание  материала вашими студентам, обучающимися, слушателями.

Что делать? Если вам так комфортно, и ваших слушателей это не смущает, то, пожалуй, можно не переживать по этому поводу и оставить все как есть! А вот если вы чувствуете себя неуверенно, излишнее проявление внимания к вам раздражает, и вы стесняетесь своего дефекта, то следует  вплотную заняться исправлением речи. В сложных случаях постановкой звуков должен заниматься исключительно логопед, но ряд действий вы можете делать ежедневно самостоятельно.

Для начала, следует определить причины искажения звука:
Звук  не произносится и пропускается в речи.
Короткая уздечка языкаделает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение.
Снижение фонетического слуха, снижение общей моторики.
Горловое произношениене происходит вибрации на кончике языка.
Если не получается определить самостоятельно, то следует обратиться к логопеду.

Следующий шаг — ежедневная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это  система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.

Постановка звуков у взрослых может занять больше времени, чем у детей, потому что мышцы речевого аппарата со временем становятся менее эластичными.

Методика выполнения:

  • Подряд выполняется не более трехчетырех упражнений, направленных на отработку того или иного «западающего» звука.
  • На начальном этапе все упражнения выполняются перед зеркалом, потом зеркало убирается, полагаемся на собственные ощущения.
  • Повторяем каждое упражнение не менее трех раз.

Пример артикуляционной гимнастики для людей с трудностью в произношении звука «Р-РЬ».

1. Потрите ладошки рук друг о друга до тех пор, пока не почувствуете тепло. Теперь помассируйте каждый пальчик на руке. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью. Таким образом, «готовим» мозг и речевой аппарат к работе.

2. Улыбнуться и высунуть кончик языка и тихонько покусывать его в течение 10 секунд.

3. Открыть рот, высунуть язык, повернуть его вправо-влево, вверх-вниз.

4. Улыбнуться, поднять язык к небу и выдыхать воздух, не закрывая при этом рот.

5. Скороговорки и чистоговорки станут вашими верными помощниками: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», «Топоры остры до поры, до поры остры топоры», «Тридцать три трубача трубят в тревогу» и т.д.

Последний шаг — включаем западающий звук в речевой поток.

Ни в коем случае в обычной речи или при подготовке к занятиям нельзя избегать слов, с плохо произносимыми звуками. Наоборот, доведите произношение до автоматизма. Составьте текст, полностью состоящий из западающей буквы и заучите его.
Например,

Во вторник в восемь вечера Вера вошла в вагон. Весна вдохновляла Веру, ведь Веравинодел. Виноград вотвот взойдет. Вера вкладывала все в виноделие. Ветер, ворвавшийся в вагон, взбудоражил Веруню. Вспомнился Владимир. Владимирвоенный. Вера и Вова встретились в Волгоградевысушили вместе виноград. Владимирвысокомерный, важный воин. Верочкавальяжная, вечно впечатленная, второкурсница. В восьмидесятые вторглась война в верхнюю Вольту. Владимиру выпало воевать. Война выбирает вольных, выжигает выдающихся воителей. В вагоне веяло валерьянкой. Вера вглядывалась в даль. Виднелся Волгоград. Виделось вечное….

Даже доведя речь до автоматизма, вы все равно должны постоянно следить за её качеством!Успехов!

Автор: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна — соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Фото: Beauty Thing

2 thoughts on “Артикуляционная гимнастика для преподавателей: работаем над произношением

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *