7 основных упражнений для улучшения качества речи при работе с микрофоном

Как сделать речь красивой и лаконичной, как правильно работать с микрофоном и не бояться потерять мысль в режиме он-лайн вещания – рекомендации для преподавателей, тьютеров, коучеров и организаторов авторских курсов.

1. Главная задача – держать темп и создавать атмосферу. Очень сложно слушать преподавателей, которые рассказывают монотонно. Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе речи, то это означает, что человек имеет в виду скорость говорения. Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует говорить. Темп задает настрой занятия.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнение: Занятия под метроном — самый лучший из известных способов научиться держать ровный темп на протяжении вебинара.

2. Длинные паузы очень сильно снижают темп, и как следствие – вы теряете внимание аудитории . Если в offline лекции слушатели могут наблюдать за вами во время паузы, то в online создаётся впечатление, что начались неполадки со связью. Вам не надо излишне торопиться, но паузы должны быть короткими. После завершения вебинара остается запись, которую тоже можно использовать в целях обучения. Фактически, это готовый продукт, который дает возможность посмотреть на себя со стороны.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнение на дыхание: Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Необходимо дышать глубоко, то есть использовать диафрагменное или брюшное дыхание и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются. Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

3. Приятней всего слушать человека, который не читает, а общается. Поэтому если вы можете, то говорите с людьми, а не читайте текст. Если вы не очень хорошо умеете говорить, импровизируя, напишите себе основные тезисы. Если и тезисы не помогают вам легко и понятно рассказывать, тогда напишите текст полностью и отрепетируйте чтение так, чтобы оно звучало, как живая речь.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнение на развитие импровизации:  Вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову. Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации. Если возникла пауза и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее. Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка – основная тема, лепестки – ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью. Иногда бывает так, что ни ассоциации, ни вопросы в голову не приходят. А темп речи снижать нельзя. В этом случае выручает прием «Переход по последнему слову». Суть приема в том, что вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

4. Лучше всего вести вебинар, пользуясь микрофоном, который прикреплён к наушникам, так называемой гарнитурой – участники будут слышать вас на протяжении всего выступления, а не только тогда, когда вы помните о том, что надо говорить в микрофон. Звучание обязательно нужно отладить. Не стоит вести занятие и при этом пить чай, есть конфеты или жевать жвачку.

5. Озаботьтесь вопросом дикции, так как микрофон улавливает и передает все, даже малейшие нюансы речи. Следите за произношением звуков «т», «п», «с», «ш» и «ч». Они наиболее уязвимы.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнения по технике речи: 1. Перед началом вебинара займитесь гимнастикой языка, произнося звукосочетания «лалелилолу» и «татетитоту». 2. Шепот необыкновенно увеличивает артикуляцию. Прошепчите отрывок из вашего вебинара перед зеркалом. 3. Для улучшения звучания согласных звуков хорошо подходят скороговорки.

6. Заменяйте громоздкие цитаты пересказом.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнение: 1. Громко прочитайте вслух текст вашей лекции, бросая время от времени взгляд на воображаемого слушателя. Таким образом вы добиваетесь ощущения свободной речи, при котором мысли опережают слова. 2. Прочтите отрывок из 2-5 предложений и попытайтесь пересказать его дословно, с мельчайшими подробностями, деталями.

7. Расчленяйте сложные предложения на ряд простых. 

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxУпражнение: попробуйте сократить свою лекцию до 1-2 предложений (простых), а потом по получившемуся «каркасу» разверните текст до 1 абзаца, до 1 страницы, до лекции.

Автор: Ермолаева Ж.Е.

Изображение: Designed by Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *