Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.
«Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы.
Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.
Задание: Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м’].
«Рассеянный поэт и доверчивый художник»
Подготовить иллюстрации и стихотворения.
Задание: Посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию).
Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
«Рыбалка»
Задание: Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).
Ученик берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».
«Телевизор»
На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку.
Задание: Ученики должны из первых звуков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово — месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
«Речевое лото»
Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под картинками написаны соответствующие названия предметов).
Задание: Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель показывает картинки, называет слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
«Узнай букву»
Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее.
После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы).
Игра помогает не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
«Угадай слово»
Задание: Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?
Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).
Здра..ствуй, д..кабрь, курор.. + ..ка (ветка).
Ги..кий, т..щил, лё..кий, пл..тил, мор.. (багаж).
Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р + ль (водитель).
Кло.., р..дной, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).
При подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Статьи по теме
- Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения
- Словесные игры на уроках русского языка
- Правилоориентированные упражнения на уроках русского языка в школе
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку