6 способов мотивировать обучающихся

На каждое действие у обучающихся и преподавателя всегда есть причина. Какие мотивационные причины бывают и как грамотно мотивировать обучающихся на занятии. 

Если смотреть в суть проблемы, то становится ясно, что она в ответе на простой вопрос: «Зачем мне это делать?».

У человека всегда есть определенная мотивация.

Мотивация — это побуждение к действию.

Самые распространенные мотивы можно разделить на два общих блока. Обычно мы хотим:

  • чего-то избежать;
  • что-то получить.

Например, избежать наказания, получить удовольствие, позаботиться о будущем, быть полезным, реализованным, получить ресурсы, не огорчать кого-то и так далее.

Важно, что ВЫ, как преподаватель, видите своей задачей.

Школа и вуз несколько различаются, но все же, на сегодняшний день подход — «дать максимальное количество» знаний (не всегда актуальных) — уходит в прошлое.

Современные преподаватели стараются научить мыслить, исследовать, ориентироваться в предмете, уметь найти нужное, отходят в своей практике от «зубрежки».

Учащиеся и обучающиеся — это люди, которые находятся в неких условиях несвободы, потому что  их кто-то куда-то ведет, способами, которые они не выбирали. Поэтому им приходится  подстраиваться под систему, под каждого преподавателя, вырабатывать внутри себя каждый раз мотив — ради чего?

В школе дети больше мотивируются контролем родителей, наказаниями, оценками, больше подвержены влиянию. К сожалению, немногие учителя пробуют договариваться, заинтересовывать учеников и занимать более демократичную позицию.

Студенты более осознанны, так как часто сами выбирают будущую профессию и с интересом готовы ее осваивать. Студенты почти взрослые, их психика сформирована, они готовы мыслить более активно и разнообразно и мотивация под кодовым названием «надо» не всегда им подходит, и задача преподавателя быть в диалоге.

Наши рекомендации подойдут и для работы со школьниками, и для работы со студентами. Стоит, в своей практике, поэкспериментировать с отдельной группой и классом , подобрав нужный баланс мотивов, создав собственный мотивационный коктейль.

1. Изучаем свою аудиторию и ее потребности

Самым важным, в каждом конкретном случае, является оценить, какая аудитория перед нами. На что она мотивирована изначально.

Разговаривайте со слушателями.

Начните говорить с учащимися на их языке, постепенно переходя от более «низких» мотивов (сдать ЕГЭ или получить зачет) к более «высоким» (повысить культурный уровень/стать хорошим профессионалом). Стоит помнить, что подобная практика требует времени.

Обеспечьте обратную связь с группой/классом.

Можно организовать форум, провести опрос, создать группы в социальных сетях.

Верно оцените уровень подготовки класса/группы

Слушателями с низким уровнем знаний необходимы: четкое руководство; дозированное изложение информации; инструкции и четкие цели; постепенное повышение сложности; постоянная обратная связь.

Слушателям с высоким уровнем знаний необходимы: новые знания и практики; больше самостоятельности; помощь в измерении своего прогресса; возможность взаимодействия и обмена опытом с другими участниками группы.

Наблюдайте за ними и пробуйте на занятиях новое

Это поможет вам подобрать те виды деятельности, которые подходят группе/классу наилучшим образом.

Например, учительница литературы на своих занятиях предложила ученикам создать игрушечный музей известных русских писателей

Было отмечено, что такая идея нашла отклик в тех классах где больший процент девочек.

Разрабатывая лекцию или урок, помните, что ваши слушатели — это не вы!

То, что интересно и понятно вам — необязательно понравится классу/группе. 

2. Поддерживаем интерес к профессии или предмету

Человеку нравится то, что у него хорошо получается, а хорошо получается у него то, к чему у него есть склонность и природный дар.

Например, студенты скорее всего выбрали свою профессию потому что у них есть определенные способности и интересы.

У них еще нет четкого понимания, что будет из себя представлять их будущая специальность, какие конкретно знания им необходимы.

Как мотивировать студентов?

Давайте «фоном» постоянные отсылки: от того материала, который вы даете прямо сейчас смещайте фокус на то, как это будет выглядеть «в полях», как это реализуется на рабочем месте будущего специалиста, почему это важно знать, помнить.

Приводите данные исследований, примеры, опыт реальных людей.

Можно очень долго доказывать «Почему это полезно и важно знать». Однако эффект будет максимальный если слушатели услышат позитивные отзывы от тех, кому доверяют или смогут увидеть как все работает на практике.

Пример.

Профессор К. Вербах в своем онлайн-курсе по Геймификации (проводит на платформе Coursera.org) использует такие приемы:

  • приглашает известных специалистов, которые используют игрофикацию (разработчиков игр, бизнесменов) и берет у них интервью во время вебинара;
  • разбирает реальный опыт известных компаний;
  • приводит данные различных исследований.

Прививайте уважение к профессии, обозначайте ее важность, нужность. Вдохновляйте студентов разнообразием задач в профессии, которые они могут решить, обладая нужными компетенциями.

Как быть со школьниками?

С ними сложнее, так как класс, по природным склонностям, к изучению вашего предмета будет более разнородным.

Используйте индивидуальный подход. Дифференцируйте задания. Еще раз повторим, что люди испытывают позитивные эмоции, только если у них что-то хорошо получается. 

Важно: давайте ученикам возможность добиться реальных результатов. Покажите им «до» и «после».

Хвалите учеников, но не за ум, а за старания. Обязательно отмечайте тех, кто хорошо постарался: неважно получил он в итоге «5» или «3». Необходимо учить обучающегося фиксировать собственный прогресс и достижения, а не только сравнивать себя с другими.

Например: заведите журнал достижений по предмету. Каждый месяц отмечайте достижения учеников: кто-то исправил оценку, а кто-то сделал отличный доклад.

«Ограничивайте» предмет, профессию, показывайте их особенности, играя на разных струнах, вы обязательно затронете нужные.

3. Используем свою харизму

Учиться хочется у яркого, успешного и увлеченного своим делом человека, обладающего харизмой.

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

Макаренко А. С.

Будьте контактны, чтобы студенты, школьники чувствовали, что с вами возможен диалог, сотрудничество. Вот почему преподавателю важно отслеживать и свои мотивы в деятельности, корректируя их по необходимости.

4. Инициируйте исследование

Последние исследования подтверждают, что найденное самостоятельно знание практически не забывается и может быть применено без сложностей. Давайте возможность учащимся ошибаться, пробовать, самим формулировать, находить свои подходы.

Например, начинайте исследование прямо с темы урока: «Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы уже об этом знаем? и т.д.»

Но и вузе не менее важно так строить занятие, хотя бы семинарское. Разбивать на группы, давать разные домашние задания или прямо в аудитории делиться на фокус-группы, рассматривая разные аспекты явлений.

Хорошим способом для обобщения полученных знаний будет просьба к обучающимся после каждого занятия, урока, лекции составить краткую таблицу или схему по полученным знаниям.

5. Обеспечьте внимание к тем, у кого не получается

В каждой аудитории или классе есть те, у кого не получается, кому не понятно. Возможно, они пропустили что-то в самом начале и теперь не могут «нагнать», стесняются переспрашивать.

Например, их мотивировать будет ваше внимание к ним, вместе с простотой изложения материала, более медленным темпом, возможностью задавать вопросы во время лекции или после нее.

Если в группе более 10% слушателей, которые явно отстают, сместите акцент с красоты и масштабности подаваемого материала на ясность и неоднократное проговаривание основных идей.

Для тех, кто идет впереди, можно предложить, по желанию, скачать дополнительный материал с вашего ресурса и сделать по нему работы, за которые они получат дополнительные баллы.

6. Объясняйте, для чего

Часто сопротивление или так называемая лень появляется у учащихся потому, что им кажется непонятной и бессмысленной задача, которую вы перед ними ставите.

Поэтому поясните, для чего вы предлагаете сделать конкретное упражнение, конспект, работу. Они должны понимать, на что будут направлены их усилия, чему они учатся.

Например, иногда обучающимся сложно понять, почему нужно делать именно так, потому что способ действий вызывает сомнения. Тогда проведите эксперимент, покажите кусочек работы в аудитории, объясните плюсы и минусы.

Многие мыслящие люди не любят спущенных задач сверху, им необходимо их «переварить», сделать своими, понять и принять. Предоставьте им такую возможность.

Мотивируйте своих обучающихся и получите от них желаемый результат!

Автор: А.Окулова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *