6 компетентностно-ориентированных заданий по литературе (на примере басен И.А. Крылова)

автор учебников русского языка и литературы, редактор в журналах «Русский язык в казахстанской школе».
Эксперт: в области методики преподавания русского языка, русского языка как второго родного

Традиционные задания по литературе и по сей день оцениваются в школе по традиционной пятибалльной системе. Зачастую оценка не соответствует ответу ученика и зависит от субъективного отношения учителя.

Компетентностно-ориентированные задания по литературе требуют другого подходу к оцениванию – объективного.

Компетентностно-ориентированные задания

Реализации идей компетентностного образования способствуют специальные задания, называемые компетентностно-ориентированными.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:

• использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
• адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

Пример компетентностно-ориентированных заданий по теме: «Басни И.А. Крылова».

Перед занятием: 

Учащимся заранее даем список басен И.А.Крылова для обязательного прочтения: «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська», «Кукушка и Петух», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Кот и Повар», «Мышь и Крыса», «Лисица и виноград», «Волк на псарне», «Квартет».

Задание 1: На карточках записаны морали басен. Определи, из каких они произведений.

А как бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
(«Кот и повар»)

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Ворона и лисица»

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
«Зеркало и Обезьяна»

У сильного всегда бессильный виноват.
«Волк и Ягнёнок»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
«Лебедь, Щука и Рак»

Оценка ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл. В итоге ученик набирает 5 баллов.

Далее ученик может выбрать сам, какое задание ему выполнить, чтобы получить баллы, на которые он претендует.

Задание 2. Назови имя автора басен. Что о нем написано в учебнике. Перескажи содержание басни своими словами. Объясни поступки одного из героев.

Оценка ответа. За правильное выполнение дается 1 балл.

В итоге за правильное выполнение первого и второго заданий ученик может получить 6 баллов.

Задание 3. Назови имя автора басен. Что о нем написано в учебнике. Перескажи содержание басни своими словами. Составь план басни. Осуждаешь ты или оправдываешь героев басни?

Оценка ответа. За правильное выполнение дается 2 балла.

В итоге за правильное выполнение первого и третьего заданий ученик может получить 7 баллов.

Задание 4. Назови имя автора басен. Что о нем написано в учебнике. Перескажи содержание басни от лица одного из героев. Объясни поступки одного из героев. Напиши от его лица небольшое сочинение-оправдание.

Оценка ответа. За правильное выполнение дается 3 балла.

В итоге за правильное выполнение первого и четвертого заданий ученик может получить 8 баллов.

Задание 5. Назови имя автора басен. Что о нем написано в учебнике. Перескажи содержание басни от лица свидетеля событий. Объясни поступки одного из героев с точки зрения свидетеля. Напиши об этом от лица свидетеля сочинение-объяснение с описанием действий героев. Используй цитаты из басен (они даны на карточке).

Оценка ответа. За правильное выполнение дается 4 балла.

В итоге за правильное выполнение первого и пятого заданий ученик может получить 9 баллов.

Задание 6. Назови имя автора басен. Что о нем написано в учебнике. Перескажи содержание басни своими словами, поместив героев в наше время. Объясни поступки одного из героев с точки зрения современного журналиста. Напиши репортаж о событиях басни, уместно используя цитаты из басен, данные на карточке.

Оценка ответа. За правильное выполнение дается 5 баллов.

В итоге за правильное выполнение первого и шестого заданий ученик может получить 10 баллов.

Цитаты в помощь:

У сильного всегда бессильный виноват.
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
А Васька слушает, да ест.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
Хоть видит око, да зуб неймёт.
Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на Слона!
А я совсем без драки могу попасть в большие забияки.
Мартышка к старости слаба глазами стала.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *