5 творческих заданий для студентов-нефилологов на занятиях по русскому языку и культуре речи

Личностный и профессиональный рост невозможен без творческой реализации личности. Особенно это актуально на занятиях по русскому языку и культуре речи в непрофильных вузах. Проблемный и исследовательский метод помогут преподавателям достичь поставленной цели.

Творческая самореализация – это интегративная характеристика личности, представляющая собой процесс и результат познавательной, коммуникативной и лингвистической деятельности студентов, обеспечивающей развитие системы их ценностей, самостоятельность и удовлетворенность достигнутыми результатами.

Рисунок 1. Структура модели формирования творческой самореализации

Одним из методов активизация практической деятельности студентов является проблемный метод обучения.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Пример задания и работы с ним при изучении темы: «Синтаксические нормы русского языка».

Мы ставили вопрос: «Какую форму глагола «выступать» вы выберете в следующем предложении: «На последних соревнованиях большинство российских спортсменов выступил (и, о) хорошо?».

Студентам  раздавались материалы из газет: «Советский спорт», «Спорт-экспресс», «Хоккей» и т.д., в которых они находили аналогичные предложения.

Например, «Большинство игроков сборной Аргентины уже раньше выступали в Москве», «Целый ряд соревнований проведен в Англии», «…часть поддержала своего товарища». Сначала студенты не могли понять, почему сказуемые стоят и в единственном числе, и во множественном числе. Примеры набирались в достаточном количестве, и, наконец, делался вывод, что возможны 3 случая:

  1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если при собирательном существительном нет управляемых слов: «…часть поддержала своего товарища»;
  2. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если при собирательном существительном есть зависимое слово в форме родительного падежа, единственного или множественного числа: «Целый ряд соревнований проведен в Англии»;
  3. Сказуемое ставится в форме как единственного, так и множественного числа, если при собирательном существительном есть управляемое слово в форме родительного падежа, множественного числа: «Большинство игроков сборной Аргентины уже раньше выступали (выступало) в Москве»

Роль исследователя для студентов заключалась в данном случае в том, чтобы отсеивать неподходящие примеры и принимать нужные. Организуя проблемное обучение  группах, мы готовили систему проблемных заданий по учебной дисциплине и отдельным темам.

Примеры заданий при изучении разговорного стиля

Так, например, при изучении разговорного стиля мы обращали внимание на то, что особенно много ошибок допускается в управлении. Испытуемым были предложены следующие задания:

  • Сопоставьте нижеприведенные тексты и укажите, чем они различаются.

Рассказал о приезде отца (книжн.) – рассказал, что отец приехал (разг.); готовиться к сдаче экзаменов – готовиться сдавать экзамены; отец с матерью – отец и мать.

  • Исправьте ошибки в приведенном ниже предложении.

«Предварительное расследование предполагает об умышленном принятии допинга» (Телепередача. Спорт. 15.7. 2009.)

При проблемном изложении новых знаний нас в большой степени заботит не только то, о чем мы будем говорить, но и что при этом будут делать студенты. Мы побуждаем студентов к активной мыслительной деятельности, и делаем это не только средствами наглядности, с помощью своей эмоциональности, но и логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем.

Пример задания по теме«Чередующиеся гласные в корне слова»

Рассмотрим это на примере изучения темы «Чередующиеся гласные в корне слова». В предложении:

«Более чудесно сложенной скаковой лошади я никогда не видел; впрочем, и мир не видел таких длинных плечей, расположенных подобно мощным стальным рычагам, таких стройных колен, такого надежного скакового и такого прелестного путового сустава»

На вопрос «Как проверить в слове «плечей» безударную е, студенты легко находили ответ, подобрав проверочное слово: «плечи». А вопрос «Как проверить а в слове «скаковой»?» ставил студентов в тупик. Они предлагали слова скакать, вскочить, скачет и т.д., но проблема не решалась, так как везде разные гласные: то а, то о. Эту задачу нельзя решить известным способом. Исследователь не стремился подсказать готовое правило. Обращалось внимание студентов на слово «расположенных». Почему слово «располагать» пишется с а? Разве это не однокоренные слова? Некоторые из студентов начинали припоминать о существовании чередующихся корней (скак-скоч, лаг-лож…). Делался вывод о чередовании в корнях, т. е. студенты пришли к правильному решению задачи собственными действиями.

По отдельным вопросам мы ставили не одну, а две-три проблемы. Выводы и обобщения по каждому вопросу служат материалом, на базе которого разрешается основная учебная проблема.

При проблемном методе изложения новых знаний студенты усваивали примеры поисковой деятельности и знакомились со способом постановки проблемы и её решением, приобретали некоторые элементарные навыки самостоятельного решения проблем. На основе всего этого обучаемые уже могли выполнять отдельные задания по теме, направленные на самостоятельное овладение учебной дисциплиной.

Задание по созданию небольшого пособия по русскому языку

Например, результатом овладения частично-поисковыми методами явилось составление студентами экспериментальной группы небольшого пособия по русскому языку, в котором были собраны теоретический материал, упражнения, тексты для анализа, ребусы, кроссворды, подобранные самими студентами из различных источников.

В начале изучалась тема «Функциональные стили в современном русском языке».

Выбор этой темы объясняется ее значением для осознанного понимания студентами лингвистических связей и различий стилей русского языка, для целенаправленного формирования у них лингвистических компетенций. Это ставит обучающихся в ситуацию необходимости четко раскрывать и определять внутренние причины (или иные) связи, например, между фактами и явлениями лексических и синтаксических особенностей стилей.

Мы предложили студентам назвать как можно больше жанров языка. Материал студенты добывали самостоятельно.

Студентами были названы рассказы, повести, романы, новеллы, оды и элегии, баллады и политические инвективы, послания и альбомные стихотворения, сонеты и стансы, эпиграммы и антологические стихи, былины и сказки.  Всего получилось 32 жанра. Не во всех учебниках упоминается каждый из них, обычно рассматривается 7-8 жанров.  Когда был ясен источник знаний и способ их получения, сложные понятия уже не казались такими сложными.

Составление учебников студентами  являлось продуктом творческой деятельности группы обучающихся, результатом их частично-поисковой работы, проведенной самостоятельно при поддержке исследователя. Через год вновь пришедшие студенты, имеющие возможность познакомиться с учебником, составленным их предшественниками, проявляли необыкновенную заинтересованность этими книгами.

Исследовательский метод обучения

Высшей степенью творческой активности и познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения учебных дисциплин является исследовательский метод обучения.

Задание на поиск заимствованных слов

При изучении иноязычной лексики студентам было предложено исследовать материалы спортивных периодических изданий и выяснить, как много заимствованных слов используется в периодической печати, подобрать к ним русский эквивалент.

Обучаемые сразу предполагали, что это будут в большей степени англицизмы. Впоследствии предположение подтвердилось.

Исследовательская работа проводилась как в учебное время, так и в процессе самостоятельной работы, было найдено значительное количество слов, приведено их толкование.

Так, например, в работе студентки  Катерины П. были представлены следующие слова: провайдер, киднеппинг, эксклюзивный, тинэйджер, спикер, спичрайтер, толлинг, скинхед, спонсор, пресс-атташе, драйв, таймер, продюсер, лоббировать, дерби, онлайн-дискуссия и т.д.

Когда студентка предложила одногруппникам объяснить значения слов, то не каждое слово студенты могли прокомментировать. Только после работы со словарем иностранных слов, вникая в смысл словарной статьи, обучаемые понимали новое слово, иногда даже удавалось вспомнить звучание и написание слова на английском языке. В работе студентки были представлены сведения о том, что в статьях встречается от 20 до 60% иностранных слов.

Перечисленные методы становятся базой самомоделирования студентов, причем не столько технологического, сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.

Автор:

Аристархова Светлана Анатольевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры лингвистических дисциплин Московской государственной академии физической культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *