3 методических приема для преподавателей русского языка как иностранного

Игровые приемы в работе преподавателя русского языка как иностранного и примеры заданий из практики работы с китайскими студентами.

Основная задача преподавателя русского языка для иностранцев — это формирование и закрепление основных навыков говорения, чтения, письма и слушания.  Проще всего обучать с помощью игровых приемов, сюжетно-ролевых упражнений и индивидуальных заданий.

Упражнение №1. «Спонтанный рассказ». Задача студентов — составить  небольшой рассказ, историю/предложение из слов, записанных на доске.

Например: «Утро. Транспорт. Человек. Одиноко. Учеба. Планы». Упражнение закрепляет навык монологической речи, проверяет умение строить предложение.

Упражнение №2. «Плохой переводчик». Суть упражнения заключается в том, что студентам необходимо произвести правку настоящего текста, размещенного, например, на упаковке кофе, маске для лица, инструкции по применению какого-нибудь прибора. Этот текст переведен с китайского на русский язык, но переводчик допустил ошибки. Студентам необходимо найти и устранить их.  Упражнение учит видеть ошибки, определять их тип (неправильная форма глагола, смешение омонимов, нарушение
правил склонения, синтаксиса и т.д.) и исправлять их.

Например, «Зарядная устройства — по-настоящему Универсальный Дизайн, предлагая невероятную скорость зарядки для нашего расширения числа совместимых устройств, инновационная зарядное устройство может также поручить пожилых смартфонов и планшетов не оборудованы с QC 2.0 технологии».

Упражнение №3. «Восстанови текст» Прочитайте текст, переведите незнакомые слова и выражения. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Начальник=руководитель=глава=директор=бос=шеф=топ-менеджер
Помощник директора=секретарь=офис-менеджер
Сотрудник=работник=менеджер по продажам / менеджер по привлечению клиентов
Юрист
Рекламщик
Дизайнер
Заведующий хозяйственной частью=завхоз

Бухгалтер
Кассир
Компьютерщик=системный администратор=сисадмин
Охранник
Уборщик / уборщица

Офисные будни

Среда. Первой на работу, как всегда, пришла ________ (1) Лена. Она проверила электронную почту, прибралась на рабочем столе, рассортировала документы: одни бумаги – на подпись директору, другие — чтобы отправить экспресс-почтой. «Елена, все в порядке?» – поинтересовался ________(2) Владимир, он отвечает за безопасность компании и бдителен 24 часа в сутки. «Да, конечно, благодаря вам», – ответила _______(3). Лена обратила внимание на то, как блестит от чистоты пол, мусора в корзине не было — значит, вчера вечером ______(4) хорошо выполнил свою работу. До начала рабочего дня оставалось немного времени, и Лена решила привести себя в порядок, ей надо держать марку, ведь в офисе ее считают самой красивой девушкой. Стоит отметить, что и сам офис оформлен со вкусом: стильная мебель, приятный цвет стен, современные лампы — Денис, ______ (5) компании, постарался на славу. Уже через 10 минут в приемную, где сидела Лена, вошел он, Михаил Иванович, _______ (6) компании. «Леночка, сварите мне, пожалуйста, кофе. Без сахара и сливок, как всегда», – он любит начинать работу в кабинете с чашки ароматного кофе. Михаил Иванович умный, серьезный, строгий, но справедливый ______(7). Все сотрудники уважают его и с удовольствием выполняют распоряжения _______(8). «Лена, у меня почему-то не работает Интернет, пригласите Диму, _____(9), – пусть посмотрит мой компьютер». Дима ______(10) вмиг устранил неисправность, и уже через пять минут весь офис смог бывать на сайтах других компаний, изучать будущих клиентов и партнеров. Поиском новых клиентов занимаются _______(11), у каждого на столе стоит ноутбук или компьютер, все ______(12) хорошо умеют работать с Интернетом. Размер зарплаты каждого зависит от того, сколько клиентов он найдёт. Большую роль играет реклама компании, ею занимается Максим, ______(13), он окончил факультет маркетинга и поэтому хорошо знает свое дело. Сегодня – день зарплаты. Ольга, ______(14) компании, уже давно рассчитала сумму, которую должны выдать каждому сотруднику. Ольга — хороший _____(15), она окончила специальные курсы, поэтому грамотно выполняет свою работу. Ирина, _____(16) компании, пересчитывала деньги, меняла их на мелкие купюры – уже через несколько минут она начнет выдавать зарплату.
В приемной зазвонил телефон — это Михаил Иванович: «Лена, пригласите ко мне Евгения, ______(17) компании. Мне нужно с ним обсудить правовые вопросы. Мне кажется, наш конкурент нарушил некоторые законы, наверное, придется обращаться в суд». Когда Лена отправилась приглашать Евгения, по пути она встретила Никиту Петровича, ______(18) компании. Он уже давно работает _____(19), поэтому хорошо знает каждый уголок офиса: всегда вовремя чинит мебель, вкручивает лампочки, следит за тем, чтобы у уборщика всегда было чистящее средство.
Работа в офисе похожа на жизнь в муравейнике: дело всегда кипит и спорится. Каждый сотрудник понимает и любит свою работу, чувствует себя нужным. Компания, в которой трудятся преданные ______(20), всегда будет лучшей в мире бизнеса.

Игровое обучение — важный аспект методики преподавания русского языка как иностранного, способствующий лингвистической адаптации иностранных студентов.

Фото: Университет Дружбы народов

Автор:

Антонова Ю. А. Методические приемы преподавания русского языка как иностранного // Лингвокультурология. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-priemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 21.11.2016).

One thought on “3 методических приема для преподавателей русского языка как иностранного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *