Существует множество игр, основанных на языковом материале. Одной из таких игр является тавтограмма.
Что такое тавтограмма?
Тавтограмма – это игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы.
Однако в реальности мы встречаемся не только со стихотворными, но и прозаическими тавтограммами.
Примеры:
- Фольклорные: “Четыре черненьких чумазеньких чертенка..”, сага об “отце Онуфрии”;
- Литературные: В. Брюсов “Мой милый враг, моя Мария”, рассказ современного фантаста С. Лукьяненко “Поймай пятимерника”.
Тем не менее чаще всего мы восхищаемся уже готовыми текстами, нежели сами участвуем в игре по их созданию. И, к сожалению, игнорируем огромный потенциал тавтограммы как эффективного средства активизации работы на уроках русского языка.
Как организовать работу на занятии?
Задание 1: преподаватель предоставляет ученикам уже готовое предложение или микротекст, созданный по принципу тавтограммы, но при этом тематически связанное с основным материалом занятия.
Например, при изучении устаревших слов, можно дать следующее предложение:
Осмелевший отрок Онисим осторожно осведомлялся об обонянии оборотней, об обороне от оных, об оружии от оборотней, однако очень огорчился ответом – отменной оплеухой осерчавшего отца.
В первую очередь учащимся надо выписать архаизмы, объяснить их значение и подобрать к каждому синонимы из современного русского языка (отрок – подросток, оный – тот, осерчавший – рассердившийся). Попутно выясняется и значение малознакомых слов, к которым также подбираются синонимы (отменный – качественный, оплеуха – затрещина). Возможно использование и элементов этимологического анализа.
Например, при объяснении слова “отрок” следует показать его исторический корень РОК/РЕЧ, встречающийся в словах речь, рок, прорекать, отречься, и объяснить первоначальное значение слова: “не имеющий права говорить на вече”. Здесь же используются и сведения из исторической фонетики. В данном случае стоит указать на упрощение сочетания двух губных согласных БВ -б (ОБВОРОТЕНЬ – ОБОРОТЕНЬ, ОВОНЯНИЕ – ОБОНЯНИЕ). Когда учащиеся замечают, что все слова в предложении начинаются с одной буквы, учителю следует ввести понятие тавтограммы.
Задание 2: Ученикам дается неполный текст стихотворения. От них требуется определить общую тематику стихотворения, восстановить пропущенные слова таким образом, чтобы они подходили по смыслу, но и по формальным признакам: не должны нарушать метрической схемы стиха, а одно из слов оказывается в зоне рифмовки. Дополнительная сложность обусловлена тем, что все слова должны начинаться на букву П.
Подобный тип заданий позволит учащимся в полной мере осознать сложность настоящего словесного творчества, понять чрезвычайно важную роль каждого элемента в системе художественного текста, отработать навыки интерпретации произведения и выбора наиболее подходящего контексте слова.
Задание 3. Добавить недостающую финальную строку в четверостишие – тавтограмму.
Особенно интересным задание станет, если предложенный текст будет юмористическим. Безусловно, последнюю строку сочинить далеко не просто, однако те усилия, которые будут затрачены, окупятся в дальнейшем.
Задание 4. Составить прозаический текст из уже выданных слов. В качестве примера приведем перечень слов на букву П и итоговый текст, в котором задействованы все эти лексемы.
Такие задания развивают не только речевую комбинаторику учащихся, но и позволяют обратить внимание на лексическую сочетаемость, особенности синтаксиса, выразительные возможности речи.
Таким образом, работа с тавтограммами может стать отличным средством активизации внимания и творческих способностей учащихся, при этом стимулировать усвоение ими теоретических сведений о языке.
О том, как и зачем использовать тавтограммы на занятиях по риторике, читайте в статье “Артикуляционная гимнастика для преподавателей”