4 приема работы с историческими понятиями

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Как  отработать исторические понятия на  семинарском занятии так, чтобы они надолго остались в памяти обучающихся? Использовать подводящие приемы мнемотехники.

Многие преподаватели считают, что если слушатели поняли то, что им объяснено, то они прочно усвоили материал. Это глубокое заблуждение: разъяснённые преподавателям и понятые обучающимися знания необходимо всемерно закреплять особыми подводящими  приёмами.

  • Приём «мозгового штурма».

Суть приёма в том, что процесс создания идеи отделён от его оценки. Вначале необходимо установить чёткую цель вида: «в течение 10 минут сформулировать минимум 20 способов решения задачи N».

Например, на занятии по «Истории России» можно дать задание: в течение 2–3 минут сформулируйте 10 причин начала революции 1905–1907 года.

  • Приём ассоциаций.

Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций. Учтите: усвояемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации, будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т. д. Показатели, которые вы получите в таком случае, значительно превзойдут результаты простого зазубривания.

Например, приём ассоциаций легко использовать на занятиях по истории России — «перевертыши»: «последняя капля крови» = кровавое воскресенье; семь = семибоярщина, революция 1917 года; хлеб = блокада; один в поле не воин = Столыпин и т.д.; «прямые»: буржуазия = заводы, деньги; крестьянство = соха; дворянин = земля; Никон = щепоть; Николай II = смерть.

  • Приём выделения деталей: суть заключается в том, что в каком-то определённом предмете (образе) мы выделяем несколько деталей. Среднее количество деталей, которое можно выделить в одном предмете, составляет от трёх до семи. Детали при этом должны иметь несходные образы. Иначе можно запутаться или вообще их не запомнить.

Например, предлагаем учащимся выделить детали: «Апрельские тезисы» Ленина. Детали: критика, земли, заводы и фабрики, война, армия, революция.

  • Прием “идем от значения”: суть заключается в том, чтобы незнакомое понятие иностранного происхождение наделить знакомым значением (перевести).

Например, рассказывая о времени правления Анны Иоановны и употребляя слово кондиции, следует обратиться к его значению. Кондиция – от лат. conditio – условие. Вопрос аудитории: Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции?

Таким образом, проработав тему с помощью подводящих приёмов, можно  оценить усвоенность знаний слушателями и проследить структурно-логические связи между частями изученной темы, применив на этапе контроля метод интеллект-карты, инфографики, кейс-метода и т.д.

Фото: Женский клуб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *