3 правила на пути к контакту со своими переживаниями

Чтобы управлять эмоциями, нужно  научиться узнавать их в себе. Три правила на пути к контакту со своими переживаниями. 

Эмоции и ощущения, то есть различные состояния, даны человеку для того, чтобы он мог определять свои потребностии в целом — выживать и делать жизнь подходящей себе.

Эмоция — это энергия, которая возникает неосознанно и, в принципе, ее появление  контролю не подлежит. Эмоции — это реакция на наши мысли, на присутствие и действия других людей, на наше собственное поведение, на события в мире.

Вся жизнь в целом — это проживание разных чувств, и наша задача давать им место в своем психическом пространстве, не откладывая их, не искажая, не пытаясь заменить другими, более «правильными», подходящими ситуации.
Практикующим психологам известно, что все проблемы людей, которые обращаются к ним за консультацией, связаны с эмоциями. Зачастую дело в том, что чувства, которые возникают у человека, им игнорируются в силу того, что они кажутся неуместными, могут быть не поняты . Подменяя чувства человек постепенно становится удобным для всех, понятным и принятым, но забывает себя и становится не живым, похожим на робота, выполняющего функции.

Если говорить о самообладании, то как раз с ним в этом случае все якобы в порядке. Самообладание, в данном случае, становится синонимом удерживания чувств.

1.Понимание важности своих настоящих чувств, выявление своей потребности в связи с этим. Что я чувствую на самом деле?

Поэтому первое правило на пути к контакту с собственными переживаниями — понимание того, что именно ваши чувства важны, какими бы они не казались неуместными и странными.

Наверняка есть люди в вашем окружении, которые являются образцами для вас: они как-то правильно реагируют, их действия одобряются большинством. Очень хочется быть похожими на таких людей, у них правда есть, чему поучиться. Но наша задача на этом этапе иная — определить, а что со мной? Что я-то чувствую? Пусть это как-то нелепо и неуместно, но что же именно со мной, как я реагирую? Где в теле появилось напряжение, что заболело, закололо? После чего это произошло? Если удается определить чувство, следующий шаг, это задать себе вопрос — а что я хочу в связи с этим сделать?

Например, вы читаете доклад, настает время вопросов, к которым вы тщательно готовились, и все молчат. В плечах появляется  тяжесть, и вы чувствуете  упадок сил, прислушиваетесь к себе и ощущаете разочарование. Вы готовились, а никому не интересно обсудить, узнать, появляется еще и досада, и вы начинаете злиться на аудиторию.

Что можно сделать, чтобы помочь себе?

Заметьте, мы не говорим, как сделать правильное лицо (самообладание), или как загнать эмоции поглубже внутрь, чтобы не вылезали (контроль).

Послушайте себя, что является вашей потребностью в данном примере? Предполагаю, что потребность в признании, важно быть услышанным, ценным, интересным. Когда это становится понятным, можно искать способы достичь желаемого, рискнуть и пойти в сторону удовлетворения потребности.

2. Своевременность чувств, здесь и сейчас. Научиться останавливаться.

Второе правило — это своевременность. Важно научиться распознавать свои эмоции здесь и сейчас. Останавливаться, ждать, осознавать. Да, бывает так, что вечер прошел отлично, но почему-то по приходу домой появляется неприятный осадок или вдруг становится понятно, что вы на грани нервного срыва и очень злитесь на всех вокруг. Это показатели того, что вовремя не удалось определить, что что-то не так, не удалось обозначить для себя свои чувства, найти потребность, которая за ними стоит и пойти в сторону получения нужного себе. Низкая чувствительность к себе позволяет услышать свои желания, когда вы находитесь уже на пределе.

Помочь может внимание к себе: несколько раз в день останавливайтесь и спрашивайте себя — а сейчас я что чувствую, хочу? Сначала это можно делать, когда вы одни, потом переходите к ситуациям, в которых присутствуют другие люди. На распознавание сначала уходит масса времени и сил, но потом дело пойдет быстрее и на автомате. Дайте себе время адаптироваться, не торопитесь.

Вернемся к примеру с докладом. Аудитория молчит — вы уже перестали злиться. Что дальше? Подождите еще (уже с другим состоянием, не полного краха, а внимательного ожидания), обратитесь доброжелательно к слушателям с тем, что вопросы можно задавать любые (появляется устойчивость и понимание, что люди могут стесняться, например).

Может показаться, что если всем тут же высказывать все свои чувства и потребности будет полный хаос. Это похоже на правду. И здесь мы переходим непосредственно к самообладанию и управлению эмоциями.

3. Нахождение формы выражения чувств.

Третьим правилом можно воспользоваться только при условии, что вы выполнили первые два. Оно звучит так — найдите хорошую форму для выражения своих чувств и желаний. Вы уже определились, что с вами происходит и что вы хотите — вы уже «обладаете собой», не взрываетесь, не кричите в аффекте или не делаете компульсивных выпадов, на самом деле не понимая особо, а что вас так «вынесло».

Теперь важно соотнести себя с контекстом — какие люди вас окружают, какая с ними степень близости, насколько они способны услышать тот или иной посыл, просьбу. Подбирайте варианты, экспериментируйте. Когда-то важен откровенный, прямой диалог, когда-то шутка и с намеком, когда-то вздернутая бровь.

Возвращаясь к примеру, приведенному ранее: вы можете обратиться к аудитории и сказать о себе так, как есть — «Мне важны сейчас ваши отклики, я волновался, выступая, если нет вопросов, можно просто сказать, что вам показалось интересным, что вы для себя возьмете из моего доклада» (искренняя просьба, которая вполне может быть удовлетворена).

Самое важное в управлении своими эмоциями помнить о том, что эмоции дают вам возможность быть живым и настоящим, взаимодействовать с людьми так, как вам этого хочется, понимать себя и свои желания, бережнее относиться к чувствам других. Поэтому более подходящим нам кажется заменить слово управление на контакт.

Будьте в контакте с собой!

Автор: Анна Окулова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *